вторник, 31 марта 2015 г.

Плоды сумрачных гениев

Пулеход, эпициклоид, голубь-бомба, клеевая пушка и другие курьезные изобретения Первой мировой войны

Первая Мировая стала войной, где новейшие тактические приемы и виды вооружения соседствовали с архаичными, проверенными веками, а иногда и тысячелетиями типами оружия и методами уничтожения врага. Так, в одном месте шла лихая кавалерийская атака с пиками, в другом рукопашный бой, а совсем рядом на окопы надвигалось желтое облако ядовитого газа или бронированное чудовище, вооруженное пушками и пулеметами… Но чаще все переплеталось воедино, находя воплощение в странных гибридах старого и нового. Таких как противопульные доспехи-трансформеры или катапульты для метания ручных гранат. Впрочем, многие из таких изобретений стали порождением людей, на себе познавших все «прелести» войны нового типа.
ая 

А вот у тех, кто находился вдали от линии фронта, в головах царила неразбериха. И очень многие из них продолжали считать, что война — это марширующие под барабан и флейту стройные колонны статных гренадеров, время от времени выдающих слаженный залп в сторону противника... Испытывая неимоверный патриотический подъем и радея за победу в глубоком тылу, эти люди своими идеями, по их мнению весьма новаторскими, пытались помочь фронту.
Первая миров
Как водится, в первых рядах оказались активные дилетанты и изобретатели-самоучки. Сотни рационализаторских предложений завалили Главное военно-техническое управление (ГВТУ) Императорской армии. Присылали свои проекты представители всех сословий и социальных слоев общества: от крестьян до профессиональных инженеров. Много было сделано действительно дельных, интересных предложений, но встречались и такие, что можно было только позавидовать выдержке и терпению офицеров ГВТУ. Ведь помимо изучения изобретения они были обязаны по почте отправить автору свое заключение, сделанное в вежливой и корректной форме.

«Пулеход» Шовкопляса

Машина эта представляла собой огромную пулю на колесиках или, как вариант, на роликах, вмещавшую в себя множество солдат. Пулемет диковинной многоствольной конструкции торчал из задней стенки чудо-машины и поливал противника градом пуль. Почему из задней? Видимо потому, что, по мнению автора проекта, крестьянина Енисейской губернии Романа Ивановича Шовкопляса, остановить его «пулеход» было невозможно. Легко преодолев укрепления противника, сия машина оставит вражеских солдат далеко позади себя, и вот тут-то пулемет и начнет свое дело. Вопросами устройства ходовой базы и характеристиками двигателя для «пулехода», равно как и системы адского многоствольного суперпулемета, Роман Иванович себя не утруждал.
Тем не менее даже такие изобретения рассматривались, а автору по почте приходило официальное заключение компетентной комиссии. Только в последние годы войны ГВТУ переложило расходы на почтовую переписку на авторов забракованных проектов.

Бочка-митральеза «Вулкан» Сухманова

Под гламурным названием скрывалась обыкновенная бочка легкого бронирования, которая перемещалась посредством солдат, бегущих внутри бочки по принципу «белка в колесе». По бокам бочки подразумевались бойницы, из которых несчастные на бегу могли бы вести смертоносный огонь. Бочка должна была давить невменяемых, и, видимо, предварительно обездвиженных солдат противника. Даже страшно представить судьбу экипажа митральезы «Вулкан» в случае, если бы она покатилась под уклон… Впрочем, сдвинуть тяжелую бочку с места вряд ли смог бы и самый многочисленный и сплоченный коллектив.
Судя по специфике предложенных проектов, тыловые изобретатели продолжали видеть неприятельские полчища в виде построенных ровными рядами неподвижных оловянных солдатиков.

Каток Скрозникова

Крестьянин архангельской губернии Павел Скрозников предложил атаковать противника автомобилями, оборудованными тяжелыми катками, и уничтожать его, фактически закатывая в грунт. Видимо, изобретатель был уверен, что немецкие солдаты не в состоянии отойти в сторону от его боевого «асфальтоукладчика». Павел Скрозников стал одним из первых авторов, с кого эксперты ГВТУ потребовали компенсацию за почтовые расходы.
Существовал проект бронеавтомобиля, который словно зерноуборочный комбайн особыми крутящимися серпами косил вокруг себя неприятельскую пехоту, а выдвижной циркулярной пилой срезал проволочные заграждения. Был также предложен к рассмотрению проект броневика, который посредством специальных форсунок, расположенных по периметру кузова, извергал вокруг себя пламя. Необходимо это было для того, чтобы отпугнуть от машины подползающих со всех сторон солдат противника…
А вот проект сигарообразного гоночного мини-броневичка москвича Кудрявцева был забракован явно незаслуженно. По странному стечению обстоятельств очень похожая машина была замечена русской разведкой в составе одного из германских бронеотрядов буквально через несколько месяцев после рассмотрения изобретения в ГВТУ. Совпадение?

«Нетопырь» Лебеденко

Особняком в этом ряду стоит знаменитый танк Лебеденко, он же «Нетопырь», он же Царь-танк. Колесная боевая машина представляла собой подобие старинного орудийного лафета с двумя огромными колесами диаметром 9 метров и расположенным между ними бронированным корпусом шириной 12 метров. Двигалось это чудовище посредством двух автономных двигателей «Майбах», снятых с подбитого немецкого дирижабля. Экипаж машины состоял из 15 человек, обслуживающих две пушки и несколько пулеметов. Проектная скорость монстра должна была составлять около 17 километров в час.
Автор проекта сумел пробиться на прием к самому государю-императору. С собой в Зимний дворец он принес деревянную модель своей машины. Заводная модель носилась по паркету дворца, лихо перескакивая препятствия, собранные из томов книг из библиотеки государя. Царь заворожено наблюдал за проделками Царь-танка. В результате проект Лебеденко обрел государственное финансирование.
Довольно быстро на секретном полигоне под Москвой в районе современной станции Орудьево Савеловского направления в конце лета 1915 года был создан опытный экземпляр уникальной боевой машины. Проехав несколько метров аппарат застрял в болоте, откуда его не смогли вытянуть даже самые совершенные для того времени тягачи. Там он и простоял, обрастая березками, до середины двадцатых годов, пока не был разобран на металлолом. До сих пор ходят слухи, что среди лесов можно проследить продавленную в грунте широченную колею…
Если бы машина Лебеденко наглухо не засела в Дмитровских болотах, то можно было только позавидовать немецким артиллеристам, получившим бы удовольствие оттачивать меткость стрельбы по столь уязвимой и неординарной мишени. Тем не менее это была самая крупная в мире бронированная сухопутная боевая машина из когда-либо построенных.

Эпициклоид «Обой»

Однако торжеством сумрачного гения можно считать воистину демоническое изобретение: машину-разрушитель крепостей, эпициклоид «Обой» львовского инженера Семчишина. Его изобретение, порожденное небывалым дилетантизмом и непоколебимой верой в размер и неистощимость российского военного бюджета, поражает воображение даже через сто лет.
«Обой» представлял собой огромный эллипсоид размерами 605 метров в высоту (Останкинская телебашня в Москве имеет высоту всего 540 метров) и 900 метров в длину. Двигаясь с крейсерской скоростью около 300 километров в час, он должен был стирать с лица земли вражеские крепости, перескакивать реки и горы, прокладывая при этом удобную колею для продвижения войск. Стартанув на границе Российской империи, эпициклоид уже через несколько часов должен был утрамбовать Берлин.
Корпус огромной яйцевидной конструкции выполнялся из закаленной стали толщиной всего 100 миллиметров. Машина приводилась в движение при помощи паровых двигателей, размещавшихся внутри аппарата и поднимавших маховик-эксцентрик, благодаря которому машина перекатывалась по земле. Экипаж, состоявший из нескольких сотен человек, попадал внутрь через люки, расположенные на оси вращения, поднимаясь на высоту 300 метров по веревочным лестницам (!). Видимо там же, на оси вращения, должно было располагаться вооружение супергиганта.
Естественно, что проект эпициклоида Семчишина не был принят ГВТУ. Хотя бы по той простой причине, что подобный монстр просто бы смялся под собственной тяжестью еще в процессе сборки.

Электрошокер, голубь-бомба и клеевая пушка

Но не только масштабами удивляли изобретатели офицеров ГВТУ. Так, на рассмотрение комиссии был представлен проект клеевой пушки, которая, по замыслу автора, должна была заливать вражеских солдат клеем до полного их обездвиживания посредством слипания членов и прилипания к ним оружия и прочих предметов.
Интересны и электрошокер массового поражения, представлявший из себя водомет, поливающий окопы противника водой и выстреливающий потом туда электроды под высоким напряжением, и голубь-бомба с зафиксированным хвостовым оперением, чтобы лететь только по прямой…
Были и действительно перспективные предложения. Например, снаряд, распыляющий облако муки с последующим его подрывом, — прототип вакуумной бомбы, или заводной беспилотник для доставки бомб в недоступные для артиллерии участки укреплений.
Но поступали и предложения, реализация которых привела бы если и не к концу света, то как минимум к локальной катастрофе. Питерский инженер Авдеев предлагал создать и пустить по ветру на врага облако из хлора диаметром верст в 40-50…
Так или иначе, но война нового типа породила и новые идеи, и остается только радоваться, что большинство из них так и остались прожектами.
Автор выражает благодарность историку Юрию Бахурину, чьи архивные находки были использованы при подготовке материала.

Комментариев нет:

Отправить комментарий