Администрирование налога на добавленную стоимость (НДС) относится к наиболее сложной сфере налоговых правоотношений, требующей значительных временных, трудовых и материальных затрат как со стороны налоговой службы, так и со стороны налогоплательщика . Об этом сообщает пресс-служба правительства.
Применение счетов-фактур по НДС как бланков-строгой отчетности, введенное в целях снижения возможностей получения фиктивного зачета по НДС, в течение последних лет стало инструментом коррупции и правонарушений, когда сами бланки превратились в предмет торговли. Добросовестные плательщики терпят убытки, принимая к зачету НДС по ложным счет-фактурам.
Вместо 60 дней, установленных Налоговым кодексом КР для возмещения/возврата превышения НДС, указанная процедура зачастую растягивается до полугода. Условия возврата и возмещения НДС не позволяют целому ряду плательщиков пройти указанную процедуру, превращая НДС из зачетного в налог с оборота. Из года в год растет сумма превышения по НДС, не возвращенная и не возмещенная налогоплательщику. На конец 2013 года она составила более 7 млрд сомов.
В результате трудоемкость процесса ведения бухгалтерского учета, несение административной нагрузки по НДС, связанной с заполнением и подачей отчетности по НДС, получением счетов-фактур, заполнением и представлением отчетности по ним и увеличение контактов с налоговыми органами стали одной из главных причин нежелания мелких налогоплательщиков переходить в категорию среднего бизнеса.
Для решения вышеуказанных проблем правительство КР приняло постановление от 25 мая 2015 года о внесении изменений в ряд законодательных актов, включая Налоговый Кодекс с целью значительного упрощения администрирования НДС как для предпринимателей так и для фискальных органов, включая:
1) замену оборота бумажных бланков счетов-фактур на присвоение уникальных серий и номеров счетов-фактур по НДС каждому плательщику в электронном формате;
2) расширение Перечня субъектов, имеющих право на получение возмещения/возврата НДС на основе предоставления права вхождения в этот Перечень не только предприятиям, осуществляющим экспортные поставки, но для всех субъектов НДС;
3) получение решения на возмещение НДС в заявительном порядке;
4) сокращение трех из пяти реестров по счетам-фактурам, прилагаемым к отчету НДС;
5) снижение суммы замороженных оборотных средств в связи с сокращением длительности срока возмещения, возврата в 4 -6 раз;
6) исключение неправомочных дополнительных требований со стороны отдельных должностных лиц налоговой службы, которые в настоящее время предъявляются при прохождении процедуре выдачи/получения бланков счетов-фактур, возмещения/возврата НДС;
7) обеспечение повышенных гарантий для непринятия неправомочного зачета по НДС;
8) оперативное получение информации о недействительных номерах счетов-фактур и изменении статуса недобросовестного плательщика НДС.
Предлагаемые поправки устанавливают барьеры для регистрации по НДС субъектов-лжепредпринимателей, делают практически свободным получение возмещения или/возрата суммы превышения НДС и регламентируют процедуру получения электронных номеров счетов-фактур вместо бланков строгой отчетности.
Учитывая важность законопроекта для предпринимателей Правительство просит Жогорку Кенеш рассмотреть его в неотложном порядке до ухода на парламентские каникулы.
Законопроект был разработан Министерством экономики КР при поддержке проекта USAID «Инициатива по развитию бизнеса» (BGI) и в тесных консультациях с бизнес-сообществом Кыргызской Республики.
Комментариев нет:
Отправить комментарий