Некоторые свидетели обвинения, давшие показания против подсудимых, стали отказываться от своих первоначальных объяснительных. Комитет по защите Самакова заявляет, что показания свидетелей, полученные во время следствия, были сфальсифицированы и получены под давлением.
Генпрокуратура, напомним, предъявилаКарганбеку Самакову обвинения в незаконной трансформации земли и дальнейшей ее продажи. По версии следствия, сделал он это в сговоре с Жанышем Бакиевым, используя его влияние.
Неожиданный ход свидетелей
В уголовном деле, возбужденном против Карганбека Самакова, фигурирует 262 гектара земли в селах Байтик, Лебединовка и Кара-Джигач Аламудунского района. Как считают следователи, земли были трансформированы коррупционным путем в 2008 году.
Вместе с Карганбеком Самаковым к ответственности были привлечены подписавший постановление правительства тогдашний премьер-министр Игорь Чудинов и экс-вице-премьер, бывший в то время председателем земельной комиссии, Искендербек Айдаралиев. Фигурирует в деле о незаконной трансформации земли и бывший аким Аламудунского района.
Первым в рамках этого уголовного дела был задержан Карганбек Самаков. Суд избрал ему меру пресечения в виде домашнего ареста. Дело было передано на рассмотрение Октябрьского районного суда.
Представитель комитета по защите Самакова Нурдин Дуйшенбековотмечает, что свидетели обвинения отказываются от первоначальных показаний:
- Стало понятно, что свидетели не знают содержания своих показаний. До этого следователи говорили, что свидетели давали показания о том, что Самакова надо посадить. Но во время судебного процесса те же свидетели говорят, что подписали бумаги, составленные следователями. А один из них заявил, что ему звонили люди с засекреченного номера, представившись оперативниками, они оказывали на него давление. Еще один свидетель, работающий нотариусом, сказал, что следователи угрожали ему тюрьмой, поэтому он дал показания против обвиняемого. Кроме того, бывший аким Аламудунского района отказался от своих первоначальных показаний о том, что все было сделано под давлением Бакиевых, и заявил, что его заставили это написать.
Жители вышеназванных сел Аламудунского района, продавшие свои пахотные земли, до этого выходили на акции протеста против Самакова. Они выражали свое недовольство тем, что наделы были скуплены политиком дешево, а проданы дорого. После этого правительство по просьбе прокуратуры отменило постановление правительства от 2008 года, касающееся трансформации земель. Позже Чуйский межрайонный суд вынес решение о передаче 42 гектаров пахотной земли, расположенной в жилмассиве Кара-Джигач и принадлежавшей Карганбеку Самакову, на баланс айыл окмоту. Поводом для такого решения стал мирный договор сторон.
Согласно материалам уголовного дела, вначале Самаков обещал привлечь крупные инвестиции, если будет дано разрешение на строительство на этих землях. Он отмечал, что планирует построить там такие крупные инвестиционные проекты, как бизнес-центр «Силк роуд», гольф-клуб «Лозанна», жилой комплекс «Давос» и аквапарк. Свидетели, дававшие соответствующие показания, сейчас заявляют, что во время следствия были допущены пробелы и отказываются от своих слов.
Представитель сельхозкооператива «Байтик-Ынтымак» Наташа Камчыбекова отмечает, что у продавших Самакову сельхозземли граждан нет к нему претензий:
- Он же построил многоэтажный жилой комплекс «Давос», создал рабочие места. Ребята из нашего села работали там на стройке. Он выполнил обещание. Я говорила это же и на следствии. По другому быть не может, я не помню, чтобы давала другие показания. Сейчас никто не имеет претензий. Наши жители могут продавать свои наделы, кому захотят.
Но гособвинение заинтересовалось, почему свидетели сначала дали одни показания, а на суде говорят уже о другом. Одна из продавших земельный надел в Байтике Жамал Султанбекова отмечает, что на следствии написала объяснительную на кыргызском языке, но в протоколе ее показания были уже на русском языке, и она не знала о содержании. Кроме того, на уточняющие вопросы прокуроров и адвокатов она отвечала, что уже не помнит деталей, так как прошло много времени.
Свидетель Жамал Султанбекова рассказала, что показывала первоначально:
- Я уже не помню, в каком состоянии писала это. Я не продавала свою землю. Мой муж продал землю, оформленную на него. Я дала свое согласие. Нам нужны были деньги, и мы продали землю добровольно. Поэтому претензий у меня нет. В то время сельчане продали свои земли из-за того, что им нужны были деньги. Большинство из них отремонтировали дома, выплатили долги. Сейчас тоже большинство сельчан выплачивает кредиты. У меня, например, их два. Что бы мы делали, если бы не продали земли…
Удивление гособвинения
Между тем на судебном заседании гособвинитель обратился к свидетелям с вопросом, оказывалось ли давление во время и после следствия на нихй, отказывающихся от своих первоначальных показаний. Но получить однозначного ответа ему не удалось.
Кроме того гособвинитель Женишбек Нурдинов отметил, что в деле имеются доказательства того, что свидетели давали показания во время следствия добровольно, поэтому их выступления в суде вызывают недоумение:
- Они дали во время следствия показания и подписались под тем, что все изложено верно, что если это ложь, они понесут ответственность. Мы получили от них добровольные показания. Они же подписали протоколы следствия после того, как прочитали их. Нам непонятно, почему на суде они дают другие показания. Возможно, имеет место давление на них с другой стороны. Никто не заставлял их писать показания. Интересно, почему в суде они опровергают свои же показания, ссылаясь на то, что ничего не помнят.
Как узаконивались земли?
Согласно материалам следствия, 27 августа 2008 года республиканская земельная комиссия при правительстве не удовлетворила запрос Самакова о переводе земли сехозназначения в категорию населенного пункта.
Но Карганбек Самаков отправил запрос об изменении категории земли повторно, который был удовлетворен 11 октября 2008 года. Под этим решением подписался председатель земельной комиссии, вице-премьер Искендербек Айдаралиев. В связи с этим в суде рассматривается и его ответственность.
Бывший вице-премьер Искендербек Айдаралиев считает, что при трансформации наделов земельное законодательство не было нарушено:
- Владельцы собственности сами решают, продавать им наделы или нет. У нас после завершения земельной реформы был принят закон, позволяющий продавать и покупать землю. В Земельном кодексе сказано, что пахотные земли можно трансформировать по шести направлениям. По одному из них, их можно трансформировать для строительства социального объекта или выдачи гражданам. Число населения растет. В законе написано, что в таких случаях разрешается проводить трансформацию, вне зависимости от того, является эта земля поливной или пастбищем.
Следственные органы выдвинули версию о том, что Жаныш Бакиев напрямую повлиял на вопрос о принятии постановления правительства о трансформации земель. Следователи заподозрили, что отношения между Карганбеком Самаковым и Жанышем Бакиевым были завязаны на интересах по продаже земли.
Было объявлено, что раскрыта коррупционная схема по скупке земель сельскохозяйственного назначения по низкой цене и дальнейшая перепродажа по более высокой стоимости под строительство жилья. Но соратники Самакова считают, что трансформация земель сельхозназначения в категорию населенных пунктов была законной. Потому что большинство земель были приобретены у частных лиц.
Один из фигурантов этого дела, бывший премьер-министр Игорь Чудинов отмечает, что порядок перевода земли из одной категории в другую не нарушался:
- Вся работа, связанная с проверкой и экспертизой документов, в то время была в ведении земельной комиссии. В правительство поступило постановление, подготовленное аппаратом и Госрегистром. Постановление называлось «Поддержка инициативы трансформации земельных площадей в Чуйской области». До правительства документ прошел три инстанции, начиная с айыл окмоту. Правительство проверило принадлежность земель, выяснило, что все законно. Только после этого постановление поступило ко мне на подпись. Мы лишь перевели землю из одной категории в другую. Это не означает, что постановление перевело землю из собственности одной стороны в собственность другой.
Это уголовное дело привело к задержанию начальника следственного управления Генеральной прокуратуры Кылычбека Арпачиева. Как сообщалось, он, обещая закрыть дело, вымогал взятку у Самаковых в размере 100 тысяч долларов. Главный надзорный орган республики считает, что Карганбек Самаков от продажи земельных участков незаконно выручил 8 миллионов долларов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий