Многое, что было затронуто в беседе с корреспондентом "Казинформа" остается актуальным и сейчас.
БИШКЕК. 16 июня. КАЗИНФОРМ /Владимир Добровольский/ - В столице Казахстана - Астане готовится проведение заседания Межправительственного совета Республики Казахстан и Кыргызской Республики, которому предстоит открыть новые горизонты сотрудничества между двумя дружественными братскими республиками. В преддверии важной встречи на вопросы «Казинформа» в эксклюзивном интервью в своей резиденции ответил Премьер-министр Кыргызской Республики Игорь Чудинов.
- Игорь Витальевич, в скором времени в Астане пройдет встреча созданного решением глав наших государств Межправительственного совета двух дружественных республик. Как идет подготовка к предстоящему форуму? Каким вопросам будет уделено первоочередное внимание на предстоящей встрече? Чего ожидаете Вы от новой встречи с Вашим коллегой Каримом Масимовым?
- Во-первых, вопросов, которые требуют совместного обсуждения с Премьер-Министром Казахстана, достаточно много. Я думаю, что решение глав наших государств о создании Межправительственного совета взамен простой межправительственной комиссии еще раз подчеркнуло, что мы с Казахстаном не просто хорошие торговые партнеры-союзники, а два братских государства. Поэтому, не важных вопросов между двумя братскими государствами не бывает. Вопросов много. Конечно, нас интересуют вопросы водного, водно-энергетического сотрудничества. Им мы обязательно уделим внимание.
На повестке дня есть вопросы, касающиеся приграничной торговли - создание зон приграничной торговли в двух областях. Что представляет собой взаимовыгодные шаги и позволяет крестьянам-производителям сельскохозяйственной продукции двух стран торговать напрямую на наших рынках. Не буду скрывать, очень важными представляются вопросы наших трудовых мигрантов в Казахстане. Тот закон, который, я надеюсь, будет подписан во время моего визита, он, во-первых, позволит создать нормативно-правовую базу этих отношений - все-таки официально 65 тысяч наших тружеников находится в Казахстане. Делать вид, что не существует этой проблемы, в такой серьезный и сложный период для экономики Казахстана не может ни казахстанская сторона, ни наша. Мне кажется, мы нашли очень хорошее и приемлемое решение для приведения вопроса в плоскость нормативно-правовых актов, что позволит нормально решать все вопросы с трудоустройством этих граждан как у Вас, так и здесь.
Надеюсь, не обойдем стороной вопросы сотрудничества казахстанских инвесторов, которые работают на территории Кыргызстана. На недавней встрече с вице-премьером Умирзаком Шукеевым мы решили, что их вопросы будут затронуты на предстоящем Межправительственном совете. Как пример, крупный инвестор, который работает на территории Кыргызстана - Кадамжайский сурьмяной комбинат, цементный завод, кирпичный завод в Токмоке, еще ряд казахстанских предприятий, где инвесторами являются казахстанцы.
Я знаю, есть программа поддержки предприятий Казахстана в антикризисной программе вашего правительства. Так вот, мы бы хотели, чтобы на эти предприятия в Казахстане смотрели не на как кыргызские предприятия, а имели ввиду, что все-таки это и большой бизнес казахстанцев. Поэтому они могли бы пользоваться условиями антикризисной программы Казахстана, несмотря на то, что ведут свой бизнес здесь. Это же тоже общий вопрос? Для меня это вопрос производства и рабочих мест в Кыргызстане, для Вас - это устойчивое развитие вашего бизнеса, поддержка ваших инвесторов. Всего же в повестке дня около двадцати двух вопросов, самые крупные из которых я обозначил.
- Антикризисные меры казахстанского правительства признаются международными экспертами одними из самых эффективных на пространстве СНГ. Известно, что кое-что взято на вооружение нашими партнерами. Что из опыта Казахстана представляет практический интерес для Правительства Кыргызстана?
- Природа экономических проблем в Кыргызстане, того финансового кризиса, который начался в Казахстане - немного другая. Все-таки у Вас большая проблема - проблема банковской системы. И, безусловно, те меры, которые приняло казахстанское руководство в этом направлении, они интересны. Но, структура экономики у нас чуть-чуть другая, структура торгового баланса другая и ситуация по развитию экономического кризиса другая… По сути, финансового кризиса, в какой степени он захватил Казахстан, в Кыргызстане не было. Но, мы понимали, что проблема в экономике Казахстана скажется на промышленности Кыргызстана, потому что большие предприятия, как правило, работали на рынок Казахстана. Вы же после России - второй торговый партнер по объему. И, естественно, мы понимали, что эта волна придет к нам. В этой связи мы несколько подстраховались, создав Фонд рефинансирования банков, для того, чтобы, если вдруг у банка недостаточно средств в Казахстане - 30 процентов банковского сектора в КР - это казахстанские инвестиции, чтобы они могли рефинансироваться через наш Нацбанк.
Второе, если мы видели, что есть проблема с депозитной базой в Казахстане, то мы создали фонд страхования депозитов (Правительство с Нацбанком) для того, чтобы сохранить депозитную банковскую систему. И, в принципе, нам удалось это стабилизировать. Конечно, рост депозитов не такой, как в 2007 году и в первой половине 2008 года. Но, тем не менее, депозиты растут. Мы не видим ухудшения с ликвидностью в банковской системе.
Те шаги, которые были приняты Казахстаном по курсу национальной валюты, в силу нашей структуры торгового баланса не требовали от нас таких же шагов. Мы «держим» сом, хотя девальвация, конечно же, идет, но она планомерная. Мы же смотрим на три валюты - юань, тенге и российский рубль. Но, если вы возьмете пять направлений, которые озвучил в начале года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, то они совпадают с пятью направлениями, на которые направлены и усилия Правительства Кыргызстана для поддержания экономики. Хотя, конечно, это доказывает, что проблемы у нас общие и вместе из этой ситуации нужно выходить.
- Отношения Казахстана и Кыргызстана исторически считаются дружественными. Наши народы наиболее близки по истории, языку, культуре, обычаям, что позволяет говорить о братских отношениях. Они имеют большую договорно-правовую базу, что делает их близкими партнерами не только в политике, но и в экономике. Преодолеть кризис с наименьшими потерями, очевидно, можно только сообща, через согласование совместных действий по путям выхода из него. Какие действия в этом плане предпринимают и намерены предпринять правительства КР и РК?
- Это такой вопрос, который мы не только на двусторонних встречах обсуждаем. Но, безусловно, это и создание казахстанского инвестиционного фонда, который пока не заработал. Надеюсь, что мы снимем препятствия, которые пока существуют, чтобы приступить к полноценной реализации этой идеи. Потом, вот приграничная торговля - это тоже совместные усилия по работе.
Как я раньше сказал, если казахстанский бизнес, работающий в промышленном секторе Кыргызстана, будет пользоваться теми же моментами анткризисной казахстанской программы, то это тоже совместные усилия по стабилизации ситуации в регионе, что существенно облегчит общую ситуацию.
- Правительство Кыргызстана часто поднимает тему своих трудовых мигрантов, которая в силу пока существующих объективных обстоятельств закрыта быть не может. Трудовые мигранты из Вашей республики трудятся в различных секторах экономики Казахстана. Какие проблемы существуют сейчас между нашими странами в этом вопросе, какие пути решения проблемы предлагает кыргызская сторона?
- Тот договор об индивидуальных предпринимателях, который планируется к подписанию, как раз и призван снять проблемы, которые существуют. Да, законодательство Казахстана, особенно, в области торговли, не позволяло напрямую индивидуальным предпринимателям Кыргызстана участвовать в правовых отношениях, из-за чего возникали различные коллизии, особенно, на оптовых рынках. При подписании этого договора, я надеюсь, нюансы эти мы уберем. Острых противоречий у нас не было и мы с пониманием относлись к тому, когда ожидалась большая волна безработицы и было ожидание этой безработицы в Казахстане. Конечно, вопрос о людях, которые работали в Казахстане, стоял. Нам удалось избежать массового оттока и выезда людей в КР и сейчас ситуация нормализуется. Могу сказать, что договор, который мы подпишем, снимет все эти риски и те люди, которые сегодня находятся в Казахстане, они в правовом поле будут защищены. Во-первых, это вообще узаконит их существование и нахождение в РК. Они будут подчиняться правилам, которые будут оговорены в договоре. Но, это выстроит четкую систему понимания и снимет все всплески, которые имели место ранее.
- Как решаются вопросы водно-энергетического сотрудничества стран нашего региона? Какова ситуация на данный период времени - не останемся ли мы без воды в этом сезоне, а Вы без тепла? Реально ли создание водно-энергетического консорциума, о чем неоднократно поднимала вопрос казахстанская сторона?
- К счастью, с Казахстаном у нас нет непонимания в этом вопросе. Когда не удавалось подписать четырехстороннее соглашение, что часто бывало, в двустороннем соглашении с Казахстаном мы всегда находили варианты, согласие по решению этих проблем. Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить казахстанскую сторону за прошлый год - непростой год, маловодный, мы нашли понимание у казахстанского правительства, когда договорились о том, что воду, которая нужна вам в 2009 году, мы будем держать в Токтогуле, несмотря на то, что сокращения у нас были внутри страны при условии, к которому казахстанская сторона с пониманием подошла - Вы купили у нас электроэнергию этого года (в ноябре 2008 года), что позволило поднять мощность ТЭЦ города Бишкека за счет покупки на эти средства мазута и угля, кстати, в том же Казахстане.
Мы сэкономили этот объем и выполним все обязательства по поставкам электроэнергии и сопутствующим попускам воды в этом году. Эта схема, в общем-то, не нова. Когда-то она спокойно работала в далекие советские времена. Но потом, по разным причинам, перестала работать. Прошлогодний шаг Казахстана, с пониманием отнесшегося к проблеме маловодности, позволил и Кыргызстану пройти зиму. Одновременно, позволил сохранить работу пока еще единой энергосистемы Казахстана, Кыргызстана и Центральной Азии. Надеюсь, что в этом русле мы будем работать и в этом году и обо всем договоримся. Понимание есть, сам механизм сработал, появилось доверие между партнерами - между ОАО «Электрические станции» и KEGOC.
***
В завершении интервью Игорь Чудинов отметил, что хотел бы поднять вопрос по строительству автомобильной дороги Алматы-Иссык-Куль. «Мне кажется, строительство этой дороги взаимовыгодно для развития, как туризма Кыргызстана, так и для расширения возможностей отдыха алмаатинцев и казахстанцев. Это серьезно решало бы многие вопросы и стало бы серьезной помощью развитию туристической сферы Кыргызстана, которая является одной из приоритетных в стране» - подчеркнул премьер-министр Кыргызстана.
БИШКЕК. 16 июня. КАЗИНФОРМ /Владимир Добровольский/ - В столице Казахстана - Астане готовится проведение заседания Межправительственного совета Республики Казахстан и Кыргызской Республики, которому предстоит открыть новые горизонты сотрудничества между двумя дружественными братскими республиками. В преддверии важной встречи на вопросы «Казинформа» в эксклюзивном интервью в своей резиденции ответил Премьер-министр Кыргызской Республики Игорь Чудинов.
- Игорь Витальевич, в скором времени в Астане пройдет встреча созданного решением глав наших государств Межправительственного совета двух дружественных республик. Как идет подготовка к предстоящему форуму? Каким вопросам будет уделено первоочередное внимание на предстоящей встрече? Чего ожидаете Вы от новой встречи с Вашим коллегой Каримом Масимовым?
- Во-первых, вопросов, которые требуют совместного обсуждения с Премьер-Министром Казахстана, достаточно много. Я думаю, что решение глав наших государств о создании Межправительственного совета взамен простой межправительственной комиссии еще раз подчеркнуло, что мы с Казахстаном не просто хорошие торговые партнеры-союзники, а два братских государства. Поэтому, не важных вопросов между двумя братскими государствами не бывает. Вопросов много. Конечно, нас интересуют вопросы водного, водно-энергетического сотрудничества. Им мы обязательно уделим внимание.
На повестке дня есть вопросы, касающиеся приграничной торговли - создание зон приграничной торговли в двух областях. Что представляет собой взаимовыгодные шаги и позволяет крестьянам-производителям сельскохозяйственной продукции двух стран торговать напрямую на наших рынках. Не буду скрывать, очень важными представляются вопросы наших трудовых мигрантов в Казахстане. Тот закон, который, я надеюсь, будет подписан во время моего визита, он, во-первых, позволит создать нормативно-правовую базу этих отношений - все-таки официально 65 тысяч наших тружеников находится в Казахстане. Делать вид, что не существует этой проблемы, в такой серьезный и сложный период для экономики Казахстана не может ни казахстанская сторона, ни наша. Мне кажется, мы нашли очень хорошее и приемлемое решение для приведения вопроса в плоскость нормативно-правовых актов, что позволит нормально решать все вопросы с трудоустройством этих граждан как у Вас, так и здесь.
Надеюсь, не обойдем стороной вопросы сотрудничества казахстанских инвесторов, которые работают на территории Кыргызстана. На недавней встрече с вице-премьером Умирзаком Шукеевым мы решили, что их вопросы будут затронуты на предстоящем Межправительственном совете. Как пример, крупный инвестор, который работает на территории Кыргызстана - Кадамжайский сурьмяной комбинат, цементный завод, кирпичный завод в Токмоке, еще ряд казахстанских предприятий, где инвесторами являются казахстанцы.
Я знаю, есть программа поддержки предприятий Казахстана в антикризисной программе вашего правительства. Так вот, мы бы хотели, чтобы на эти предприятия в Казахстане смотрели не на как кыргызские предприятия, а имели ввиду, что все-таки это и большой бизнес казахстанцев. Поэтому они могли бы пользоваться условиями антикризисной программы Казахстана, несмотря на то, что ведут свой бизнес здесь. Это же тоже общий вопрос? Для меня это вопрос производства и рабочих мест в Кыргызстане, для Вас - это устойчивое развитие вашего бизнеса, поддержка ваших инвесторов. Всего же в повестке дня около двадцати двух вопросов, самые крупные из которых я обозначил.
- Антикризисные меры казахстанского правительства признаются международными экспертами одними из самых эффективных на пространстве СНГ. Известно, что кое-что взято на вооружение нашими партнерами. Что из опыта Казахстана представляет практический интерес для Правительства Кыргызстана?
- Природа экономических проблем в Кыргызстане, того финансового кризиса, который начался в Казахстане - немного другая. Все-таки у Вас большая проблема - проблема банковской системы. И, безусловно, те меры, которые приняло казахстанское руководство в этом направлении, они интересны. Но, структура экономики у нас чуть-чуть другая, структура торгового баланса другая и ситуация по развитию экономического кризиса другая… По сути, финансового кризиса, в какой степени он захватил Казахстан, в Кыргызстане не было. Но, мы понимали, что проблема в экономике Казахстана скажется на промышленности Кыргызстана, потому что большие предприятия, как правило, работали на рынок Казахстана. Вы же после России - второй торговый партнер по объему. И, естественно, мы понимали, что эта волна придет к нам. В этой связи мы несколько подстраховались, создав Фонд рефинансирования банков, для того, чтобы, если вдруг у банка недостаточно средств в Казахстане - 30 процентов банковского сектора в КР - это казахстанские инвестиции, чтобы они могли рефинансироваться через наш Нацбанк.
Второе, если мы видели, что есть проблема с депозитной базой в Казахстане, то мы создали фонд страхования депозитов (Правительство с Нацбанком) для того, чтобы сохранить депозитную банковскую систему. И, в принципе, нам удалось это стабилизировать. Конечно, рост депозитов не такой, как в 2007 году и в первой половине 2008 года. Но, тем не менее, депозиты растут. Мы не видим ухудшения с ликвидностью в банковской системе.
Те шаги, которые были приняты Казахстаном по курсу национальной валюты, в силу нашей структуры торгового баланса не требовали от нас таких же шагов. Мы «держим» сом, хотя девальвация, конечно же, идет, но она планомерная. Мы же смотрим на три валюты - юань, тенге и российский рубль. Но, если вы возьмете пять направлений, которые озвучил в начале года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, то они совпадают с пятью направлениями, на которые направлены и усилия Правительства Кыргызстана для поддержания экономики. Хотя, конечно, это доказывает, что проблемы у нас общие и вместе из этой ситуации нужно выходить.
- Отношения Казахстана и Кыргызстана исторически считаются дружественными. Наши народы наиболее близки по истории, языку, культуре, обычаям, что позволяет говорить о братских отношениях. Они имеют большую договорно-правовую базу, что делает их близкими партнерами не только в политике, но и в экономике. Преодолеть кризис с наименьшими потерями, очевидно, можно только сообща, через согласование совместных действий по путям выхода из него. Какие действия в этом плане предпринимают и намерены предпринять правительства КР и РК?
- Это такой вопрос, который мы не только на двусторонних встречах обсуждаем. Но, безусловно, это и создание казахстанского инвестиционного фонда, который пока не заработал. Надеюсь, что мы снимем препятствия, которые пока существуют, чтобы приступить к полноценной реализации этой идеи. Потом, вот приграничная торговля - это тоже совместные усилия по работе.
Как я раньше сказал, если казахстанский бизнес, работающий в промышленном секторе Кыргызстана, будет пользоваться теми же моментами анткризисной казахстанской программы, то это тоже совместные усилия по стабилизации ситуации в регионе, что существенно облегчит общую ситуацию.
- Правительство Кыргызстана часто поднимает тему своих трудовых мигрантов, которая в силу пока существующих объективных обстоятельств закрыта быть не может. Трудовые мигранты из Вашей республики трудятся в различных секторах экономики Казахстана. Какие проблемы существуют сейчас между нашими странами в этом вопросе, какие пути решения проблемы предлагает кыргызская сторона?
- Тот договор об индивидуальных предпринимателях, который планируется к подписанию, как раз и призван снять проблемы, которые существуют. Да, законодательство Казахстана, особенно, в области торговли, не позволяло напрямую индивидуальным предпринимателям Кыргызстана участвовать в правовых отношениях, из-за чего возникали различные коллизии, особенно, на оптовых рынках. При подписании этого договора, я надеюсь, нюансы эти мы уберем. Острых противоречий у нас не было и мы с пониманием относлись к тому, когда ожидалась большая волна безработицы и было ожидание этой безработицы в Казахстане. Конечно, вопрос о людях, которые работали в Казахстане, стоял. Нам удалось избежать массового оттока и выезда людей в КР и сейчас ситуация нормализуется. Могу сказать, что договор, который мы подпишем, снимет все эти риски и те люди, которые сегодня находятся в Казахстане, они в правовом поле будут защищены. Во-первых, это вообще узаконит их существование и нахождение в РК. Они будут подчиняться правилам, которые будут оговорены в договоре. Но, это выстроит четкую систему понимания и снимет все всплески, которые имели место ранее.
- Как решаются вопросы водно-энергетического сотрудничества стран нашего региона? Какова ситуация на данный период времени - не останемся ли мы без воды в этом сезоне, а Вы без тепла? Реально ли создание водно-энергетического консорциума, о чем неоднократно поднимала вопрос казахстанская сторона?
- К счастью, с Казахстаном у нас нет непонимания в этом вопросе. Когда не удавалось подписать четырехстороннее соглашение, что часто бывало, в двустороннем соглашении с Казахстаном мы всегда находили варианты, согласие по решению этих проблем. Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить казахстанскую сторону за прошлый год - непростой год, маловодный, мы нашли понимание у казахстанского правительства, когда договорились о том, что воду, которая нужна вам в 2009 году, мы будем держать в Токтогуле, несмотря на то, что сокращения у нас были внутри страны при условии, к которому казахстанская сторона с пониманием подошла - Вы купили у нас электроэнергию этого года (в ноябре 2008 года), что позволило поднять мощность ТЭЦ города Бишкека за счет покупки на эти средства мазута и угля, кстати, в том же Казахстане.
Мы сэкономили этот объем и выполним все обязательства по поставкам электроэнергии и сопутствующим попускам воды в этом году. Эта схема, в общем-то, не нова. Когда-то она спокойно работала в далекие советские времена. Но потом, по разным причинам, перестала работать. Прошлогодний шаг Казахстана, с пониманием отнесшегося к проблеме маловодности, позволил и Кыргызстану пройти зиму. Одновременно, позволил сохранить работу пока еще единой энергосистемы Казахстана, Кыргызстана и Центральной Азии. Надеюсь, что в этом русле мы будем работать и в этом году и обо всем договоримся. Понимание есть, сам механизм сработал, появилось доверие между партнерами - между ОАО «Электрические станции» и KEGOC.
***
В завершении интервью Игорь Чудинов отметил, что хотел бы поднять вопрос по строительству автомобильной дороги Алматы-Иссык-Куль. «Мне кажется, строительство этой дороги взаимовыгодно для развития, как туризма Кыргызстана, так и для расширения возможностей отдыха алмаатинцев и казахстанцев. Это серьезно решало бы многие вопросы и стало бы серьезной помощью развитию туристической сферы Кыргызстана, которая является одной из приоритетных в стране» - подчеркнул премьер-министр Кыргызстана.
Комментариев нет:
Отправить комментарий