Статья появилась сразу после моей отставки осенью 2009 года:
На прошлой неделе пост главы правительства Киргизской Республики покинул Игорь Чудинов
Президент Киргизии Курманбек Бакиев, переизбранный в июле этого года на второй срок, приступил к исполнению свих предвыборных обещаний. Первым среди них стала масштабная реформа системы государственного управления, призванная сократить количество чиновников, снизить расходы на содержание органов власти и повысить эффективность их деятельности. Помимо существенного укрепления "президентской вертикали" в этой республике, получившей в свое время название "острова демократии" Центральной Азии, реформа привела к отставке возглавляемого Игорем Чудиновым правительства, заслужившего со стороны местных обозревателей оценки как одного из самых профессиональных за всю историю Киргизии.
Логика же формирования властных элит в государствах региона свидетельствует о том, что Игорь Чудинов вполне может стать последним "русским премьером" Центральной Азии.
Инициированные К. Бакиевым преобразования затронули всю систему высшей исполнительной власти Киргизии, включая администрацию президента. Вместо нее создается институт президента, в состав которого войдут аппарат президента, секретариат, центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям, а также два координационно-совещательных органа - президентское совещание и совет развития. Кроме того, в состав института президента входят два должностных лица - государственный министр иностранных дел и государственный советник президента по вопросам обороны, безопасности и правопорядка. Из состава правительства в подчинение президента переводятся министерство иностранных дел, госкомитет национальной безопасности, преобразуемый в службу национальной безопасности, служба финансовой полиции и государственная регистрационная служба, в рамках которой будут сосредоточены все функции регистрации и учета, включая регистрацию автотранспорта, недвижимости, актов гражданского состояния и выдачу паспортов. Главным экспертно-аналитическим органом будет являться Институт стратегического анализа и оценки, который функционально подчиняется секретариату президента.
В составе правительства вместо прежних семнадцати остается четырнадцать министерств: финансов, юстиции, обороны, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций, энергетики, экономического регулирования, сельского хозяйства, природных ресурсов, транспорта и коммуникаций, госимущества, здравоохранения, образования и науки, труда, занятости и миграции. На аппарат возлагаются функции мониторинга, анализа и контроля деятельности правительства, включая реализацию регулятивной, территориальной, внешней, отраслевой политики, изменения в структуре и содержании работы кабинета министров. Помимо министерств правительству будут подчинены семь агентств (антимонопольного регулирования, охраны окружающей среды и лесного хозяйства, социального обеспечения, связи, физической культуры и спорта, архитектуры и строительства, культуры), шесть государственных служб (пограничная, налоговая, таможенная, исполнения наказаний, финансовой разведки, надзора и регулирования финансового рынка), а также два фонда - государственных материальных резервов и обязательного медицинского страхования. Руководить работой правительства помимо премьер-министра будут три вице-премьера.
Большинство наблюдателей сходятся в том, что основной смысл проводимой в Киргизии реформы высших органов исполнительной власти заключается в значительном усилении властных полномочий президента и сокращении – кабинета министров.
С точки зрения обозревателя киргизского информационного агентства "24kg" Данияра Каримова "новая структура кабинета министров, озвученная президентом, очевидно, сосредотачивает контроль и управление в руках главы государства", правительству же "достаются исключительно исполнительские обязанности", так как "векторы… политики - внутренней, внешней, экономической и национальной безопасности - будет определять сам глава государства и вновь образованный институт президента". Суммируя итоги преобразований, он отмечает, что "президент… очевидно, усилил свои позиции, сконцентрировав вокруг себя ключевые фигуры и ведомства", полагая, что "это позволит ему осуществить до конца срока обещанные реформы и способствовать обновлению страны". По мнению же бишкекского корреспондента "Независимой газеты" Григория Михайлова, с помощью назначения нового премьер-министра К. Бакиев, возможно, готовит себе преемника на следующих президентских выборах 2015 г, участвовать в которых он уже не сможет.
Одновременно с озвученным президентом планом преобразований подал в отставку глава прежнего кабинета министров И. Чудинов, руководивший работой правительства с 24 декабря 2007 г. И хотя большинство членов его правительства сохранили свои посты, новое место работы И. Чудинова до сих пор неизвестно. В истории независимой Киргизии он был вторым русским премьер-министром. Первым стал Николай Танаев, возглавлявший в 2002-2005 гг. правительство при президенте А. Акаеве.
Назначение в мае 2002 г. главой правительства профессионального строителя Н. Танаева аналитики связывали со стремлением президента удержать в Киргизии этнических русских, массово покидавших республику на протяжении предыдущего десятилетия.
После "революции тюльпанов" в Киргизии на него было заведено уголовное дело по обвинению в незаконной растрате государственных средств, однако в республику он так и не вернулся. В настоящее время Н. Танаев является председателем совета директоров ОАО "Общественно-деловой центр "Охта", который занимается возведением знаменитого газпромовского небоскреба в Санкт-Петербурге.
Схожим образом складывалась и карьера Игоря Чудинова. В отличие от Н. Танаева, родившегося в Пензенской области, И. Чудинов является коренным жителем Киргизии. Будущий глава киргизского правительства родился 21 августа 1961 года в столице республики, носившей тогда название Фрунзе. В 1983 г. он окончил Кыргызский государственный университет по специальности математик. В 1980-е гг. работал инженером-программистом на Фрунзенском заводе ЭВМ имени 50-летия СССР, секретарем комсомольской организации завода, первым секретарем Октябрьского райкома комсомола, затем - вторым секретарем центрального комитета республиканского комсомола, а в начале 1990-х гг. - членом бюро ЦК ВЛКСМ СССР и председателем его экономической комиссии. С 1994 по 2005 г. являлся частным бизнесменом. Карьера И. Чудинова в органах власти началась с назначения его в апреле 2005 г. генеральным директором ОАО "Кыргызгаз". Именно опыт руководства этим ключевым для республики в условиях энергетического кризиса предприятием стал решающим при назначении его в феврале 2007 г. министром промышленности, энергетики и топливных ресурсов Киргизии, а в январе 2008 г. – главой правительства.
Правительство И. Чудинова запомнилось наблюдателям как одно из наиболее профессиональных и успешных, хотя его деятельность пришлась на период тяжело отразившегося на республике глобального экономического кризиса. По оценке Д. Каримова "возглавленное им правительство сконцентрировало внимание не на праздных дебатах…, а на экономическом развитии", результатом чего стало "стремительное продвижение Кыргызстана в рейтинге Doing Business, возросший объем инвестиций и экономическая стабильность". К заслугам правительства И. Чудинова он относит успешную борьбу с инфляцией на протяжении 2009 г., снижение государственного регулирования экономики, в том числе сокращение количества лицензий и других разрешительных документов, что привело к оживлению предпринимательской деятельности, а также "затишье вокруг борьбы различных кланов и группировок за контроль над правительством".
Последнее обстоятельство связано с тем, что, будучи этническим русским, И. Чудинов "считался компромиссной фигурой для местного истеблишмента", демонстрируя "свою непричастность к подковерной борьбе и региональному противостоянию, свойственным представителям титульной нации".
Резюмируя его деятельность, И. Каримов отмечает, что "отставка Игоря Чудинова… может оказаться для правительства республики значимой потерей", а новым местом его работы, также как и Н. Танаева, вполне может оказаться "Газпром".
Личность нового премьер-министра, которым стал бывший глава администрации президента Данияр Усенов, вызывает у аналитиков гораздо более противоречивые оценки. Будучи по профессии офицером-связистом, в 1982-1984 гг. он служил начальником узла связи штаба Уральского военного округа, затем работал инженером на Кара-Балтинском горно-рудном (урановом) комбинате. В 1990-е гг. занимал различные должности в местных органах законодательной и исполнительной власти, был генеральным директором финансово-промышленной корпорации "Эридан", во второй половине десятилетия являлся депутатом, вице-спикером и председателем комитета по налогам, сборам, пошлинам, банкам и банковской деятельности Законодательного собрания Жогорку Кенеша (парламента) Киргизии. В 2000 г. он был снят с выборов в парламент в связи с недекларированием всего недвижимого имущества и занял пост председателя совета директоров ЗАО "Инэксимбанк". В связи с судебными разбирательствами Д. Усенов был вынужден уехать в Казахстан, а после "революции тюльпанов" вернулся в Киргизию. В течение нескольких лет он занимал должности первого вице-премьера, мэра Бишкека, председателя фонда развития и руководителя президентской администрации.
Проведенный агентством "24kg" опрос политиков и общественных деятелей Киргизии по поводу кандидатуры нового премьер-министра выявил самые разные взгляды. Однако, при наличии ряда положительных отзывов о нем как опытном политике, бизнесмене и грамотном экономисте преобладает настороженное отношение, связанное, главным образом, с его прежним опытом работы. По словам главного редактора газеты "Московский Комсомолец - Кыргызстан" Улугбека Бабакулова, "Если выбирать из двух зол меньшее, то Игорь Чудинов был предпочтительнее, поскольку не вызывал такого раздражения у общества, как кандидатура Данияра Усенова. Последний, если не ходить далеко, памятен… противостоянием целого ряда чиновников, а в более давние сроки - финансированием бесплодных поисков акаевских миллиардов. Естественно, первой на ум приходит мысль, что человек попытается отработать потерянные миллионы. Второе: Усенов - это фигура приходящая. На период определенных потрясений и проведения каких-то непопулярных в стране реформ".
В условиях переподчинения большинства силовых структур президенту страны задачей нового премьера, как отмечает большинство наблюдателей, станет решение социально-экономических проблем. Однако, программа экономических действий нового правительства пока не ясна. Единственное программное заявление, сделанное новым премьер-министром – резкое сокращение числа правительственных чиновников. По словам Д. Усенова, аппарат правительства будет сокращен на 30-40 процентов, снизится и количество функционирующих отделов. Что же касается конкретных мероприятий нового правительства, они пока остаются тайной за семью печатями.
В течение последнего полувека для динамики политических элит Киргизии характерно чередование у власти северных и южных кланов.
Так, с 1950 по 1961 гг. пост первого секретаря ЦК республиканской компартии занимал южанин И. Раззаков, в 1961-1985 гг. - северянин Т. Усубалиев, в 1985-1990 гг. - снова южанин А. Масалиев, которого в 1990 г. сменил выходец из влиятельного северного племени сарыбагыш А. Акаев. С приходом к власти А. Акаева в республике начался длительный период политического господства северян. Выходцы из племени сарыбагыш и талассцы, с которыми А. Акаев был связан через свою жену Мариам, принадлежавшую к клану традиционных правителей Таласской долины, доминировали в администрации президента и правительстве, в то время как среди депутатов Законодательного собрания преобладали представители других этнорегиональных группировок. В ходе "тюльпановой революции" к власти в Киргизии пришел влиятельный южный (джалал-абадский) клан, представителем которого является избранный в июле 2005 г. президентом республики К. Бакиев. В настоящее время большинство руководителей центральных органов государственной власти составляют представители двух южных кланов – ошского и джалал-абадского, причем позиции последнего особенно сильны.
В условиях доминирования одного из кланов должность премьер-министра в Киргизии на практике является больше технической, а непродолжительный период работы большинства кабинетов объясняется, как правило, борьбой внутри элитных группировок. При этом назначение главой правительства представителя "не своего" клана является удобным в связи с тем, что на него можно списать все промахи и неудачи во внутренней и внешней политике, в очередной раз сменив правительство. Впрочем, в других государствах региона практика назначения этнических русских руководителями кабинетов министров вообще отсутствует. Исключением является лишь Казахстан, где на протяжении 1991-1994 гг. правительство возглавлял С. Терещенко. Поскольку же проживающие в этом регионе русские не включены в кланово-этнические связи местного населения, а их численность со временем все больше сокращается, И. Чудинов вполне может оказаться последним "русским премьером" Центральной Азии.
Специально для Столетия
Александр Шустов
30.10.2009 |
Президент Киргизии Курманбек Бакиев, переизбранный в июле этого года на второй срок, приступил к исполнению свих предвыборных обещаний. Первым среди них стала масштабная реформа системы государственного управления, призванная сократить количество чиновников, снизить расходы на содержание органов власти и повысить эффективность их деятельности. Помимо существенного укрепления "президентской вертикали" в этой республике, получившей в свое время название "острова демократии" Центральной Азии, реформа привела к отставке возглавляемого Игорем Чудиновым правительства, заслужившего со стороны местных обозревателей оценки как одного из самых профессиональных за всю историю Киргизии.
Логика же формирования властных элит в государствах региона свидетельствует о том, что Игорь Чудинов вполне может стать последним "русским премьером" Центральной Азии.
Инициированные К. Бакиевым преобразования затронули всю систему высшей исполнительной власти Киргизии, включая администрацию президента. Вместо нее создается институт президента, в состав которого войдут аппарат президента, секретариат, центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям, а также два координационно-совещательных органа - президентское совещание и совет развития. Кроме того, в состав института президента входят два должностных лица - государственный министр иностранных дел и государственный советник президента по вопросам обороны, безопасности и правопорядка. Из состава правительства в подчинение президента переводятся министерство иностранных дел, госкомитет национальной безопасности, преобразуемый в службу национальной безопасности, служба финансовой полиции и государственная регистрационная служба, в рамках которой будут сосредоточены все функции регистрации и учета, включая регистрацию автотранспорта, недвижимости, актов гражданского состояния и выдачу паспортов. Главным экспертно-аналитическим органом будет являться Институт стратегического анализа и оценки, который функционально подчиняется секретариату президента.
В составе правительства вместо прежних семнадцати остается четырнадцать министерств: финансов, юстиции, обороны, внутренних дел, чрезвычайных ситуаций, энергетики, экономического регулирования, сельского хозяйства, природных ресурсов, транспорта и коммуникаций, госимущества, здравоохранения, образования и науки, труда, занятости и миграции. На аппарат возлагаются функции мониторинга, анализа и контроля деятельности правительства, включая реализацию регулятивной, территориальной, внешней, отраслевой политики, изменения в структуре и содержании работы кабинета министров. Помимо министерств правительству будут подчинены семь агентств (антимонопольного регулирования, охраны окружающей среды и лесного хозяйства, социального обеспечения, связи, физической культуры и спорта, архитектуры и строительства, культуры), шесть государственных служб (пограничная, налоговая, таможенная, исполнения наказаний, финансовой разведки, надзора и регулирования финансового рынка), а также два фонда - государственных материальных резервов и обязательного медицинского страхования. Руководить работой правительства помимо премьер-министра будут три вице-премьера.
Большинство наблюдателей сходятся в том, что основной смысл проводимой в Киргизии реформы высших органов исполнительной власти заключается в значительном усилении властных полномочий президента и сокращении – кабинета министров.
С точки зрения обозревателя киргизского информационного агентства "24kg" Данияра Каримова "новая структура кабинета министров, озвученная президентом, очевидно, сосредотачивает контроль и управление в руках главы государства", правительству же "достаются исключительно исполнительские обязанности", так как "векторы… политики - внутренней, внешней, экономической и национальной безопасности - будет определять сам глава государства и вновь образованный институт президента". Суммируя итоги преобразований, он отмечает, что "президент… очевидно, усилил свои позиции, сконцентрировав вокруг себя ключевые фигуры и ведомства", полагая, что "это позволит ему осуществить до конца срока обещанные реформы и способствовать обновлению страны". По мнению же бишкекского корреспондента "Независимой газеты" Григория Михайлова, с помощью назначения нового премьер-министра К. Бакиев, возможно, готовит себе преемника на следующих президентских выборах 2015 г, участвовать в которых он уже не сможет.
Одновременно с озвученным президентом планом преобразований подал в отставку глава прежнего кабинета министров И. Чудинов, руководивший работой правительства с 24 декабря 2007 г. И хотя большинство членов его правительства сохранили свои посты, новое место работы И. Чудинова до сих пор неизвестно. В истории независимой Киргизии он был вторым русским премьер-министром. Первым стал Николай Танаев, возглавлявший в 2002-2005 гг. правительство при президенте А. Акаеве.
Назначение в мае 2002 г. главой правительства профессионального строителя Н. Танаева аналитики связывали со стремлением президента удержать в Киргизии этнических русских, массово покидавших республику на протяжении предыдущего десятилетия.
После "революции тюльпанов" в Киргизии на него было заведено уголовное дело по обвинению в незаконной растрате государственных средств, однако в республику он так и не вернулся. В настоящее время Н. Танаев является председателем совета директоров ОАО "Общественно-деловой центр "Охта", который занимается возведением знаменитого газпромовского небоскреба в Санкт-Петербурге.
Схожим образом складывалась и карьера Игоря Чудинова. В отличие от Н. Танаева, родившегося в Пензенской области, И. Чудинов является коренным жителем Киргизии. Будущий глава киргизского правительства родился 21 августа 1961 года в столице республики, носившей тогда название Фрунзе. В 1983 г. он окончил Кыргызский государственный университет по специальности математик. В 1980-е гг. работал инженером-программистом на Фрунзенском заводе ЭВМ имени 50-летия СССР, секретарем комсомольской организации завода, первым секретарем Октябрьского райкома комсомола, затем - вторым секретарем центрального комитета республиканского комсомола, а в начале 1990-х гг. - членом бюро ЦК ВЛКСМ СССР и председателем его экономической комиссии. С 1994 по 2005 г. являлся частным бизнесменом. Карьера И. Чудинова в органах власти началась с назначения его в апреле 2005 г. генеральным директором ОАО "Кыргызгаз". Именно опыт руководства этим ключевым для республики в условиях энергетического кризиса предприятием стал решающим при назначении его в феврале 2007 г. министром промышленности, энергетики и топливных ресурсов Киргизии, а в январе 2008 г. – главой правительства.
Правительство И. Чудинова запомнилось наблюдателям как одно из наиболее профессиональных и успешных, хотя его деятельность пришлась на период тяжело отразившегося на республике глобального экономического кризиса. По оценке Д. Каримова "возглавленное им правительство сконцентрировало внимание не на праздных дебатах…, а на экономическом развитии", результатом чего стало "стремительное продвижение Кыргызстана в рейтинге Doing Business, возросший объем инвестиций и экономическая стабильность". К заслугам правительства И. Чудинова он относит успешную борьбу с инфляцией на протяжении 2009 г., снижение государственного регулирования экономики, в том числе сокращение количества лицензий и других разрешительных документов, что привело к оживлению предпринимательской деятельности, а также "затишье вокруг борьбы различных кланов и группировок за контроль над правительством".
Последнее обстоятельство связано с тем, что, будучи этническим русским, И. Чудинов "считался компромиссной фигурой для местного истеблишмента", демонстрируя "свою непричастность к подковерной борьбе и региональному противостоянию, свойственным представителям титульной нации".
Резюмируя его деятельность, И. Каримов отмечает, что "отставка Игоря Чудинова… может оказаться для правительства республики значимой потерей", а новым местом его работы, также как и Н. Танаева, вполне может оказаться "Газпром".
Личность нового премьер-министра, которым стал бывший глава администрации президента Данияр Усенов, вызывает у аналитиков гораздо более противоречивые оценки. Будучи по профессии офицером-связистом, в 1982-1984 гг. он служил начальником узла связи штаба Уральского военного округа, затем работал инженером на Кара-Балтинском горно-рудном (урановом) комбинате. В 1990-е гг. занимал различные должности в местных органах законодательной и исполнительной власти, был генеральным директором финансово-промышленной корпорации "Эридан", во второй половине десятилетия являлся депутатом, вице-спикером и председателем комитета по налогам, сборам, пошлинам, банкам и банковской деятельности Законодательного собрания Жогорку Кенеша (парламента) Киргизии. В 2000 г. он был снят с выборов в парламент в связи с недекларированием всего недвижимого имущества и занял пост председателя совета директоров ЗАО "Инэксимбанк". В связи с судебными разбирательствами Д. Усенов был вынужден уехать в Казахстан, а после "революции тюльпанов" вернулся в Киргизию. В течение нескольких лет он занимал должности первого вице-премьера, мэра Бишкека, председателя фонда развития и руководителя президентской администрации.
Проведенный агентством "24kg" опрос политиков и общественных деятелей Киргизии по поводу кандидатуры нового премьер-министра выявил самые разные взгляды. Однако, при наличии ряда положительных отзывов о нем как опытном политике, бизнесмене и грамотном экономисте преобладает настороженное отношение, связанное, главным образом, с его прежним опытом работы. По словам главного редактора газеты "Московский Комсомолец - Кыргызстан" Улугбека Бабакулова, "Если выбирать из двух зол меньшее, то Игорь Чудинов был предпочтительнее, поскольку не вызывал такого раздражения у общества, как кандидатура Данияра Усенова. Последний, если не ходить далеко, памятен… противостоянием целого ряда чиновников, а в более давние сроки - финансированием бесплодных поисков акаевских миллиардов. Естественно, первой на ум приходит мысль, что человек попытается отработать потерянные миллионы. Второе: Усенов - это фигура приходящая. На период определенных потрясений и проведения каких-то непопулярных в стране реформ".
В условиях переподчинения большинства силовых структур президенту страны задачей нового премьера, как отмечает большинство наблюдателей, станет решение социально-экономических проблем. Однако, программа экономических действий нового правительства пока не ясна. Единственное программное заявление, сделанное новым премьер-министром – резкое сокращение числа правительственных чиновников. По словам Д. Усенова, аппарат правительства будет сокращен на 30-40 процентов, снизится и количество функционирующих отделов. Что же касается конкретных мероприятий нового правительства, они пока остаются тайной за семью печатями.
В течение последнего полувека для динамики политических элит Киргизии характерно чередование у власти северных и южных кланов.
Так, с 1950 по 1961 гг. пост первого секретаря ЦК республиканской компартии занимал южанин И. Раззаков, в 1961-1985 гг. - северянин Т. Усубалиев, в 1985-1990 гг. - снова южанин А. Масалиев, которого в 1990 г. сменил выходец из влиятельного северного племени сарыбагыш А. Акаев. С приходом к власти А. Акаева в республике начался длительный период политического господства северян. Выходцы из племени сарыбагыш и талассцы, с которыми А. Акаев был связан через свою жену Мариам, принадлежавшую к клану традиционных правителей Таласской долины, доминировали в администрации президента и правительстве, в то время как среди депутатов Законодательного собрания преобладали представители других этнорегиональных группировок. В ходе "тюльпановой революции" к власти в Киргизии пришел влиятельный южный (джалал-абадский) клан, представителем которого является избранный в июле 2005 г. президентом республики К. Бакиев. В настоящее время большинство руководителей центральных органов государственной власти составляют представители двух южных кланов – ошского и джалал-абадского, причем позиции последнего особенно сильны.
В условиях доминирования одного из кланов должность премьер-министра в Киргизии на практике является больше технической, а непродолжительный период работы большинства кабинетов объясняется, как правило, борьбой внутри элитных группировок. При этом назначение главой правительства представителя "не своего" клана является удобным в связи с тем, что на него можно списать все промахи и неудачи во внутренней и внешней политике, в очередной раз сменив правительство. Впрочем, в других государствах региона практика назначения этнических русских руководителями кабинетов министров вообще отсутствует. Исключением является лишь Казахстан, где на протяжении 1991-1994 гг. правительство возглавлял С. Терещенко. Поскольку же проживающие в этом регионе русские не включены в кланово-этнические связи местного населения, а их численность со временем все больше сокращается, И. Чудинов вполне может оказаться последним "русским премьером" Центральной Азии.
Специально для Столетия
Александр Шустов
30.10.2009 |
Источник - Столетие.Ру |
Комментариев нет:
Отправить комментарий