Проблема уже назрела и требует решения. А статья актуальная, ведь стоит еще и вопрос так называемой "цифровой грамотности". Ну а в целом, необходимо пересматривать и понятие грамотности в нынешних реалиях, вводить и уже работать в рамках термина "функциональная грамотность". Если брать кардинальнее, то пересматривать парадигму развития образования.
До начала нового учебного года осталось меньше месяца, беспокойные родители уже думают о том, как собрать ребенка в школу. Кроме канцелярских принадлежностей приобретать приходится еще и учебники, которые раньше, когда нынешние родители были учениками, школьные библиотеки выдавали в аренду.
Остатки роскоши
«Читать нужно, развиваться...», - любят говорить ребятне те, кто постарше, считая себя умнее и образованнее. «Я вот в школе книжку из рук не выпускал», - с гордостью добавляют некоторые. Вот и затерли книжки до дыр предыдущие поколения, да так, что нынешним одни лохмотья остались.
На сегодня 60 процентов школьных учебников в Кыргызстане считаются физически и морально изношенными. А вот обновить и пополнить - проблема, и простое тому объяснение в конце прошлого учебного года на заседании правительства озвучил министр образования и науки Канат Садыков: «Для полноценного пополнения учебного фонда школьных библиотек не хватает финансовых средств». Чуть погодя работники ведомства все же придумали пару способов исправить ситуацию.
Кто успел...
«О ситуации с учебниками нельзя сказать однозначно. В моем классе по одному предмету книг хватает всем, по другому - только половине, - рассказывает Татьяна, учитель начальных классов. - У нас средняя общеобразовательная школа, хоть и столичная, но мы не занимаемся по каким-то особым программам, как, например, в гимназиях или в специализированных классах. Учебники из России давно не получаем, а вот пособия наших киргизских авторов местных издательств нет-нет, да поступают. Однако не всем педагогам нравятся эти разработки, они не самые удачные. Последние годы мы имели возможность выбирать программу, по которой работать, на усмотрение преподавателя. Это вроде не запрещают, но во время проверок иногда делают замечание. Бывает, от наличия тех или иных книг зависит, по какой программе пойдет класс. Это не очень хорошо. Если книг не хватает, то в первую очередь они полагаются малоимущим, остальные ученики их покупают. Хороший выход - приобретать копии, в них, конечно, отсутствуют красивые иллюстрации, зато нужное содержание, и по цене они в разы дешевле оригинала. Чаще всего это учебники по английскому, математике, чтению».
А вот работников Министерства образования такой выход возмущает. То ли беспокоятся о кошельке родителей, то ли не хотят, чтобы кто-то на этом зарабатывал. «Из-за нехватки учебников многие школьники покупают копии книг по 300 сомов. И это только за один экземпляр. Если выдавать учебники в аренду, то эта потребность отпадет», - отметил глава Минобразования.
«В среднем аренда одного учебника составит 25 сомов, если на руки школьника выдается 11 учебников, то в год эта сумма составит 275 сомов. Это принесет в бюджет порядка 300 миллионов сомов. Эти деньги можно направлять на пополнение книжной базы школ», - сказал министр.
Подобный опыт уже существовал лет 15 назад точно, и, судя по всему, нелегально, раз официально такую практику предлагают применять только сейчас. В те годы никакой новой литературы не поступило. Можно предположить, что на местах были коррупционные схемы.
Виртуальный подход
Чтобы найти выход из ситуации, нужно в который уже раз просить финансовую помощь у заграничных благодетелей для печати учебников или использовать их электронные аналоги. Как оказалось, в недалеком будущем можно будет найти их на сайте Министерства образования.
И вот на наших глазах ломаются стереотипы. Долгое время существовало мнение, что сложнее всего будет сломить сопротивление Минобразования, издателей, авторов - всех, кто составляет элементы этой системы и кто зарабатывает деньги на этих «стандартах» и «нормах». Однако!
Накануне состоялась рабочая встреча издательских организаций с 25 авторами учебников. Стороны обсудили проблему нехватки учебников в общеобразовательных школах и договорились о том, чтобы подготовить электронные варианты книг. «В целях улучшения обеспеченности учебниками аппарат правительства КР принял решение разместить их электронные варианты на официальном сайте Минобразования. В дальнейшем совместно с Национальной академией наук проведут сканирование учебников», - говорится в сообщении.
А вопрос о возможном введении в пользование планшетов в школьных учреждениях в республике еще весной поднял глава Минэкономики Темир Сариев. Он считает, что электронное устройство вполне в состоянии заменить бумажные учебники, которых не хватает по всей стране.
На это в Минобразования ответили, что для обеспечения школьников планшетами потребуется дополнительное финансирование и для бюджета такой проект является непосильным.
«За» и «против»
Есть множество скептических взглядов относительно использования электронных девайсов. Надо сказать, что сторонники, поддерживающие эту идею, твердят не о планшетах, а о старых добрых «книгочиталках». Один из них - программист Даниил Вартанов говорит: «Интернетом эти устройства могут быть «не обезображены», экран не мерцает, и потому влияние на зрение минимальное, к тому же можно подобрать комфортный шрифт. К слову, об отвлечении детей на игры во время учебного процесса. В большинстве своем на «читалках» ничего, кроме книг, нельзя установить. Все это давно известно. Но сколько встречается противников! Они пишут и про дорогой им запах книжных страниц, и про то, что вокруг детей и так много техники - телевизоры, компьютеры, сотовые телефоны, про то, что лучшая книга - это книга на бумажном носителе... Одним словом, консерваторов предостаточно».
У букридера есть и другие преимущества. Это вложение денег один раз - и на многие годы. В устройство можно закачивать до тысячи книг, меняя каждый год содержание старых учебников на новые. В арсенале подростка сегодня всего около 10 учебников, а дополнительную литературу необходимо искать в библиотеках либо приобретать. К тому же наличие е-книги избавляет школьника от необходимости ежедневно носить с собой тяжелый рюкзак.
Это хорошо, что Кыргызстан не хочет отставать от внешнего мира. Что другим - то и нам. А впрочем, почему бы не подражать хорошему примеру? Вот только не стоит забывать о неравных возможностях. Согласно российским СМИ, электронные книги там планируется внедрить в процесс обучения уже с начала 2015 года. И одним из главных условий является профессиональный стандарт учителя, согласно которому для допуска к профессии необходимо уметь пользоваться интерактивными образовательными ресурсами.
Главный специалист управления школами Минобразования Кенжекан Усупова пояснила: «Размещение электронных версий книг на официальном сайте министерства имеет несколько положительных сторон. Мы живем в мобильный век, когда информация в электронном виде, в данном случае необходимые учебники, должны быть у учеников хоть на компьютере, хоть на телефоне, что позволит им в любое время и в любом месте открыть нужную страницу. Кроме того, родители смогут свободно просмотреть любое пособие и оставить свои комментарии. Такая обратная связь позволит понять, с какими трудностями сталкиваются дети, используя тот или иной учебник, и осуществлять доработку».
«Детям-то, конечно, будет интересно пользоваться таким устройством, они сейчас особенно продвинутые, а вот учителя в коллективе разные. Те, кто помоложе, легко разберутся, как это работает. Но в наших рядах много пожилых, для кого и мобильный телефон - дремучий лес... Кроме того, подобная инициатива может оказаться действенной только тогда, когда у всех ребят будут устройства, а не так, что у одних бумажные учебники, у других - электронные. В этом случае в классе будет бардак, при котором рабочий процесс не возможен. А основной контингент учащихся в средней школе, скорее всего, не сможет позволить себе такую покупку. На элементарные нужды класса родительский комитет копейки собирает и то со скандалом», - считает Гульнар Апашева, завуч по воспитательной работе.
Безусловно, когда родителям детей кормить нечем, то какая может быть речь об электронном устройстве? Конечно, сделать это обязательным и принудить родителей покупать детям е-книги невозможно. Хотя в карманах большинства учащихся уже с начальных классов лежат телефоны примерно такой же стоимости. Средняя цена букридера - около 5 тысяч сомов. При этом почему-то возможно заставить родителей покупать единую форму одежды, которую планируется ввести во всех школах страны с этого года, ее стоимость достигает примерно 2 тысячи 500 сомов.
В нашей стране, испытывающей большие трудности с финансированием даже самых необходимых статей расхода, внедрение е-книг может осуществляться только добровольно и пока, скорее всего, факультативно. Но радует сам факт, что в обществе появилась идея, и ее обсуждают, да еще на самых разных уровнях. Возможно, уже недалек тот час, когда в КР и ученики, и преподаватели смогут пользоваться тем способом получения информации, который им удобней и предпочтительней. |
URL: http://www.24.kg/reportaji/182605-shkolnaya-forma-svetloe-budushhee.html |
Комментариев нет:
Отправить комментарий