понедельник, 28 марта 2016 г.

Как защитить потребителя от недобросовестной работы поставщика электроэнергии?

Этот вопрос мы с депутатом парламента, с моим однопартийцем Чолпон Джакуповой предлагаем решить внесением проекта Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений  в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (Закон «Об электроэнергетике», Кодекс об административной ответственности, Гражданский кодекс)»

Данный проект Закона разработан в целях устранения пробела в законодательстве и защиты прав потребителей при предоставлении поставщиком электрической энергии ненадлежащего качества и/или с перерывами.
В Гражданском кодексе (далее- ГК КР) закреплены отдельные положения  прав потребителей по договору энергоснабжения. Однако в Законе Кыргызской Республики «Об электроэнергетике» (далее-Закон) отсутствуют нормы регулирующие право потребителя при предоставлении поставщиком электрической энергии ненадлежащего качества и/или с перерывами. Всоответствии с Законом Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики»  наиболее важные общественные отношения в соответствующей сфере должны быть отражены в законе.
Так, в соответствии со статьей 415 ГК КР договор энергоснабжения относится к отдельному виду договора купли-продажи, в соответствии с которым одна сторона (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Соответственно, электрическая энергия является товаром, но товаром специфическим: ее производство и потребление происходит в один и тот же момент, которая не может складироваться.
Проблема между поставщиком и потребителем всегда была, есть и останется актуальной.  Принимая во внимание, что электрическая энергия является товаром,  у потребителей есть определенный перечень прав, и права потребителей электрической энергии  также подпадают под действие Закона Кыргызской Республики «О защите прав потребителей».  Следовательно, у потребителей электрической энергии есть такие же права, как и у всех потребителей, а именно:
-на качество;
-на безопасность;
-на информацию;
-на возмещение ущерба.
В связи со сложившимся состоянием сектора электрической энергии, поставщики сегодня этого не обеспечивают. Низкое качество энергии, частые ее отключения, скачки, перепады и колебания напряжения самые актуальные вопросы, с которыми сегодня сталкивается потребитель электрической энергии.
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 487 ГК договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, соответствующую установленным требованиям, и компенсировать реальный ущерб, образовавшийся в результате нарушения договора и подачи энергии ненадлежащего качества, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Также, в статьях 489 и 490  ГК  закреплены понятия качества и количества энергии.
Однако  в Законе Кыргызской Республики «Об электроэнергетике» (далее-Закон) не нашли отражения положения относительно прав потребителей в случае предоставления  им электрической энергии ненадлежащего качества и/или с перерывами.
Принимая во внимание вышеобозначенное, вносятся соответствующие изменения.
Так, проектом Закона предлагается внести в действующий Закон понятия качества электрической энергии и коммерческого учета электрической энергии. Коммерческий учет электрической энергии и качества электрической энергии, предоставляет возможность, определить  процесс измерения количества электрической энергии и объем мощности, сбора, хранения, обработки, передачи результатов этих измерений и формирования, в том числе расчетным путем, данных о количестве произведенной и потребленной электрической энергии для целей взаиморасчетов за поставленные электрическую энергию и мощность. Все это позволит доказать потребителям, что поставщик  предоставляет электрическую энергию ненадлежащего качества и/или с перерывами.
Также, законопроектом предлагается дополнить Закон статьями 13¹,13²,13³ которые устанавливают требования к безопасности в области электроэнергетики.  Это позволит потребителям знать, что электротехническое оборудование и материалы должны соответствовать  требованиям, установленным техническими регламентами.
Кроме того, законопроектом предлагается расширить обязанности поставщиков перед потребителями. В связи с чем, проектом Закона предлагается обязать поставщиков осуществлять контроль показателей качества электроэнергии  и осуществлять мероприятия по улучшению качества электрической энергии в электрических сетях; осуществлять противоаварийные, противопожарные мероприятия и мероприятия по технике безопасности;  оперативно оповещать потребителей о нарушениях, связанных с перерывами в электроснабжении, их причинах и сроках восстановления нормального режима электроснабжения, обо всех неисправностях оборудования; оперативно оповещать потребителей  с графиком и объемом ограничения потребления электрической энергии,   а также о сроках и длительности плановых отключений; устанавливать в Договоре (Контракте) обоснованное количество и продолжительность перерывов в подаче электрической энергии в результате аварийных и плановых отключений питающих линий электропередачи или другого оборудования, если это приводит к ограничениям в работе технологического оборудования потребителя или перерывам в электроснабжении.
В качестве дополнительной гарантии безопасности граждан проектом Закона предлагается предусмотреть, в случае,  задолженности потребителей (физические лица) и медицинских учреждений по оплате за электроэнергию, поставщик не имеет права отключать потребителя от источника электроэнергии,  если прерывание энергетических услуг угрожает жизни, здоровью или безопасности людей. В случае если вследствие таких действий  был нанесен ущерб здоровью гражданина, соответствующие лица несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. В этой связи вносятся изменения в  статью 15¹ Закона.
Также, проект Закона предлагается дополнить статьями 15², 15³ и 15[1], которые предусматривают основания изменения размера платы при предоставлении  ненадлежащего качества и/или с перерывами электрическую энергию, превышающими установленную продолжительность, а также органы осуществляющие контроль качества электрической энергии.
 В целях соблюдения потребителями требований законодательства в сфере электроэнергетики в статье 17 Закона предлагается расширить основания, при которых  распределяющие предприятия имеют право, предупредив потребителя в установленном порядке, отключить его от сети. Так, отключение от сети допускается, в случае не допуска представителей уполномоченного государственного органа Кыргызской Республики в области энергетики и поставщика к электроустановкам; самовольного подключения потребителя к электрическим сетям поставщика  без допуска в эксплуатацию и заключения Договора (Контракта); самовольного повторного подключения потребителя к электрическим сетям поставщика  после того, как он был отключен;  присоединения электрических приемников потребителя, минуя коммерческий прибор учета;  за безучетное потребление по вине потребителя; нарушения расчетных средств учета по вине потребителя; официального признания потребителя банкротом.
  В Законе предусмотрены случаи когда могут быть введены временные ограничения на использование электроэнергии. Вместе с тем, во избежание злоупотребления такими случаями и защиты прав потребителей, проектом Закона предлагается предусмотреть, что вводимые временные ограничения на использование электроэнергии не должны превышать более 3 часов в сутки.
Также, проектом Закона предусматривается основания освобождения поставщиков от ответственности за нарушение качества предоставления электрической энергии, если будет доказано, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. При этом, убытки, причиненные  потребителям электрической энергии действиями (бездействием) поставщика возмещаются в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусматривающем возмещение реального ущерба в полном объеме.
В статье 30 Закона обозначено, что энергоснабжающая организация несет ответственность за реализацию планов развития электросетей, своевременное и качественное проведение их ремонта и профилактики, за подготовку к работе в зимних условиях. Однако, энергоснабжающие организации не своевременно проделывают данную работу. Это в первую очередь негативным образом отражается на потребителях, которые своевременно вносят оплату и добросовестно выполняют условия договора. При этом, за неисполнение вышеобозначенной нормы в законодательстве не предусмотрена ответственность. В связи с чем, в целях обеспечения исполнения  обозначенной нормы, в Кодекс об административной ответственности  вносится дополнение в главу 32,  согласно которому, за несвоевременное и некачественное проведение  ремонта и профилактики электросетей должностное лицо несет административную ответственность. Введение административной ответственности позволить повысить ответственность должностных лиц.
Принимая во внимание, что субъекты производство, распределение, хранение и передача электрической энергии является сферой естественных монополий и в целях защиты интересов потребителя, проектом Закона предлагается предусмотреть административную ответственность за  необоснованный отказ  хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение  на рынке, от заключения договора с потребителем.
Также, в  Гражданский кодекс вносятся изменения в целях устранения противоречий в законодательстве. В частности,  законопроектом предлагается в статьях 487, 490,  492 ГК исключить слова «государственными стандартами и иными обязательными правилами», «если иное не предусмотрено законом». Так, следует отметить, что  Закон «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» определяет принципы нормотворческой деятельности, устанавливает понятия и виды нормативных правовых актов, их соотношение между собой,   а также правила их действия, толкования и разрешения коллизий.  В соответствии со статьями 6 и 32 обозначенного Закона кодексы обладают большей юридической силой, чем законы. При этом, в случае коллизии нормативных правовых актов  субъекты правоотношений руководствуются нормативным правовым  актом, обладающим более высокой юридической силой, нормы законов в случаях их расхождения с  нормами кодексов могут применяться только после внесения соответствующих изменений в кодексы.
Также, в статью 487 ГК КР вносится изменение,  в части того, что поставщик не вправе отказывать в подключении потребителям к электрической энергии. В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О естественных монополиях в Кыргызской Республике» производство, распределение, продажа, передача электрической и тепловой энергии признаются сферами естественных монополий.
В частности в соответствии со статьей 386 ГК КР договор эноргоснабжения является публичным договором и отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается.
 При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора заключение договора осуществляется в обязательном порядке в соответствии с  положениями статьи 406 ГК КР.
В соответствии со статьей 406 ГК КР в  случае  если сторона, для которой в соответствии ГК КР заключение  договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне убытки, вызванные отказом заключить договор.
Также, отмечаем, что по результатам проведенного анализа действующих норм национального и международного законодательства установлено, что нормы представленного законопроекта не противоречат действующим нормативным правовым актам.
Проект Закона не подлежит анализу регулятивного воздействия, поскольку не направлен на урегулирование предпринимательской деятельности, а направлен на защиту прав потребителей.
В соответствии с требованиями статьи 22 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» данный проект был размещен на официальном сайте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики для общественного обсуждения.
Одновременно информируем, что принятие обозначенного проекта  правозащитных, социальных, экономических, коррупционных, гендерных последствий за собой не повлечет.
Дополнительно, отмечаем, что принятие данного законопроекта дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета не потребует.

текст законопроекта: http://www.kenesh.kg/RU/Articles/35082-Na_obshhestvennoe_obsuzhdenie_11_marta_2016_goda_vynositsya_proekt_Zakona_KR_O_vnesenii_izmenenij_v_nekotorye_zakonodatelnye_akty_KR.aspx


Комментариев нет:

Отправить комментарий