суббота, 15 августа 2015 г.

Ч.Турдалиева: В рамках ЕАЭС можно координировать работу ВУЗов и НИИ

Мнение доктора исторических наук, профессора  Чолпон Турдалиевой:
На открытии  таможенных границ между Кыргызстаном и Казахстаном 12 августа 2015г. президентами наших стран были обозначены не только позитивные экономические векторы  интеграции в  ЕАЭС, но и гуманитарные тенденции, способствующие,  как отметил Н.А. Назарбаев «…сближению наших народов». Экономические возможности и приоритеты сближения уже налицо, и они обозначены в многочисленных документах и нормах, воплощение которых  совсем уже скоро станет нашей повседневностью. Однако в рамках  экономических процессов, важна и расширительная концепция, которая предполагает образовательно-научную и культурную модель кооперации. Ключевым центром этой модели, безусловно, является человек и его духовно-практический  капитал, который по большому счету формируется в сфере образования и культуры. В этом смысле у КР и РК как  ближайших партнеров в  территориальном отношении,  наибольшие перспективы усилить и разнообразить  научно-образовательное и культурное сотрудничество. Одним из первых шагов могло бы стать создание экспертной площадки из ученых университетов и академий, (опыт которых пока активно не задействован),  для экспертизы и анализа хода и результатов интеграции между нашими республиками.
Если смотреть  шире и на перспективу, то, очевидно, что странам-членам ЕАЭС по отдельности будет труднее играть определенную роль в динамично развивающихся  направлениях научно-технического прогресса, и догонять и конкурировать с достижениями в этой области с другими мировыми интеграционными Союзами и сообществами, и в этом смысле создание Исследовательского Института ЕАЭС, по примеру  Европейского исследовательского совета  в Европейском Союзе,  явилось бы мощным стимулом в развитии исследований и  координации науки в интеграционном пространстве. В рамках такого Института, возможно координировать кооперацию  ВУЗов и научно-исследовательских институтов  в таких актуальных направлениях как энергетика, информатика, геология, экология, физика,   нанотехнологии, культурная антропология, языкознание, биомедицина и др.  Более того, данная институция, с одной стороны, явилась бы  мощным стимулом в  модернизации самих научно-образовательных учреждений стран участниц, а, с другой стороны, такая кооперация усилила бы  конкурентоспособность местных разработок  и в конечном итоге обеспечила бы их выход на международный академический уровень и мировой рынок труда. В целом, такая стратегия усилит развитие наукоемких производств,  как в КР, так и других странах, членах ЕАЭС,  и,  безусловно, они станут фундаментом в переходе  от экономики сырьевой и ре/экспортной, или как ее еще называют «догоняющей» к экономике «лидирующей»   с инновациями и высокими технологиями. 
Институт также стал бы тем органом, в котором шло бы продуцирование знаний, направленных на разрешение таких вопросов как перспективы формирования общего образовательного пространства между странами-участницами ЕАЭС; взаимное признание дипломов, научных степеней, лицензий и свидетельств без нострификации   и распространение их действия на всю территорию ЕАЭС.
К примеру, в настоящее время в РК существует западная модель подготовки и защиты  научных работ по системе split PhD, а, в  КР, РБ и РФ система  остается  прежней, т.е.,  двух-ступенчатая – степень кандидата, а затем  только  степень доктора наук, и  в этом отношении архиважной задачей является вопрос  оптимизации и гармонизации двух систем в контексте  союзной интеграции.
 Другой чертой союзного партнерства является ее культурно-цивилизационное содержание. Как, будучи в ЕАЭС, не потерять в угоду экономических выгод, свою этнокультурную уникальность?  Ведь  170 млн. потребителей  – это и 170 млн. людей с их языковой, этнической, конфессиональной и др. идентичностью, и как в этом многообразном мире создать конструктивную модель взаимодействия и понимания? В этом смысле идея G-Global Нурсултана Назарбаева, основанная на сбалансированном  сочетании трех ведущих направлений – глобализации, регионализации и национального возрождения вполне является основным ориентиром в культурной интеграции стран ЕАЭС. Функционирование русского языка  и других языков-партнеров в деловой и повседневной сфере как инструмента интеграции, общие исторические корни и общая память евразийского сообщества о далеком и близком прошлом, желание сохранить региональную стабильность перед всевозможными внешними идеологическими и практическими  угрозами, и, в конце концов, доброжелательность друг к другу народов  – эти и другие обстоятельства в значительной степени являются залогом успешного сотрудничества, как в экономической, так и культурно-политической сфере стран ЕАЭС.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий