Главный кинолог МВД России о переменах в служебном собаководстве
Фото: Сергей Пивоваров / РИА Новости
Благодаря нововведениям в организации работы ведомственной кинологии, полицейские осваивают новые методики дрессировки, отличные от выведенной когда-то академиком Павловым. Несмотря на все достижения науки и техники в ближайшей перспективе достойной замены тандему кинолога и его верного пса найти не удастся. «Лента.ру» встретилась с начальником федерального казенного учреждения «Центр кинологического обеспечения МВД России» полковником полиции Сергеем Качкиным, чтобы обсудить с ним достижения и проблемы собачьей службы.
«Лента.ру»: Ваша служба существует более века. Есть ли различия в принципах старой школы дрессировки и современной?
Сергей Качкин: Классическая павловская форма научения предусматривает схему «сигнал — подкрепление». Желание твоего подопечного при этом не учитывается. А современная мотивационная дрессировка работает по другому принципу. В тот самый момент, когда щенок сам показывает определенное поведение, которого мы хотим от него добиться дрессировкой, дается сигнал, после чего подкрепляем (хвалим и даем лакомство). В этой схеме уже три составляющих: «инициатива — сигнал — подкрепление». И она значительно увеличивает эффективность работы. Так мы раскрепощаем собаку, даем возможность раскрыться всем ее талантам. Есть и другие методики, еще более интересные и необычные, но весьма эффективные. Молодые специалисты осваивают их легко и с большим интересом, а вот «старики», конечно, более консервативны.
Расскажите об интересных эпизодах, достойных подвигов киношного Мухтара.
Для вас, журналистов, важна картинка: вот собака нашла жулика, привела его за руку в отдел, а потом и протокол на него сама составила. В реальности наши подопечные выполняют более прозаическую, но оттого не менее важную роль. Они оказывают помощь следственно-оперативным группам, показывая пути прихода и отхода преступников с места происшествия, обнаруживая какие-то предметы, которые были выброшены или потеряны злоумышленниками, и многое другое. Вот это важно. И таких эпизодов по стране сотни — сотрудники, в том числе четвероногие, работают каждый день.
Поговорим теперь о ваших подопечных. Меняется ли состав «рабочих» пород?
Нет, принципиально не меняется. Разве только все большую популярность приобретает бельгийская овчарка. Также работают лабрадоры, спаниели. Сейчас мы ввели жесткие критерии пригодности животных. Они содержат требования к поведению и здоровью щенка, а не к его родословной.
Откуда в подразделения поступают собаки и каков процент собственного воспроизводства?
Мы сегодня ведем разговор о восполнении поголовья за счет собственного разведения в наших территориальных органах. Для этого разработаны все необходимые нормативно-правовые документы.
Переходить на полное самообеспечение тоже нельзя, нужна сбалансированная политика. Некая золотая середина.
Щенки бельгийской овчарки
Фото: Oleksandr Rupeta / NurPhoto / Zuma / Global Look
А сколько времени тратится на подготовку служебного пса?
Нормальный цикл, позволяющий вывести собаку на базовую работу, должен составлять не менее полугода. А дальнейшее стремление к совершенству продолжается до выхода на пенсию. Ну и ежегодно проходит переаттестация, которая у нас называется проверкой готовности.
Каков срок службы четвероногого полицейского? И что ожидает его после отставки?
Обычно предельный возраст — восемь лет. Но многое определяется индивидуальными особенностями собаки. Главное, чтобы пес справлялся со своими обязанностями и был в хорошей физической форме. А по выходу на пенсию наши подопечные остаются жить в питомниках либо переезжают в семьи кинологов. Эта служба всегда держалась и держится на фанатах своего дела и, разумеется, никаких зверств в отношении собак они не допускают.
На дворе XXI век. Появились андроиды, квадрокоптеры, оборудованные в том числе и газоанализаторами, прочие гаджеты. Может быть, пора уже собак отправить на покой?
Еще лет пятьдесят человечество не сможет техническим путем превзойти возможности животных. Сейчас точно заменить их нечем. И дело не только в уникальности собачьего нюха. Сам по себе пес не работает, за каждым четвероногим поисковиком стоит человек. Складывается особый живой тандем, который в конечном итоге и дает результат.
Нам сейчас не о замене собак на гаджеты нужно думать, а о том, как создать условия для полного раскрытия потенциала наших подопечных, который почти безграничен. Потолок определяется сознанием конкретных кинологов и их руководителей. Вот с этим сознанием и нужно работать в первую очередь.
Сергей Качкин возле карты региональных кинологических центров МВД России
Фото: «Лента.ру»
17 июня стартовали всероссийские состязания кинологических служб всех силовых ведомств России. На какое место претендует ваша команда? И каково основное отличие между кинологами из полиции, ФСБ, ФСИН, МЧС?
Да, стартовали соревнования в подмосковном Дмитрове. Команда МВД стабильно занимает в них первое место, и в этот раз, уверен, выступит на должном уровне. Основное же отличие кинологических подразделений разных силовых ведомств, разумеется, в специализации. У полицейских псов профиль наиболее широкий.
Сергей Лютых
Комментариев нет:
Отправить комментарий