По информации Минобразования и науки в Кыргызстане свыше 60 тысяч детей по различным причинам пропускают уроки и не посещают школу. Главной причиной называется не сокращаемое число привлекаемых к работе детей.
13-летний Темирбек, продающий на одном из каракольских базаров бозо и жарму, внешне выглядит как 10-летний ребенок. Худой, невысокий подросток также подрабатывает с раннего утра до обеда тачечником:
"Встаю рано утром, у бабушки забираю жарму и привожу на базар. Затем отправляюсь перевозить на тачке грузы. Стараюсь успеть в школу. Отец в Бишкеке, мать в России. Я на руках у бабушки по матери Шарапат-таене. Мать сейчас в отсутствии, поэтому я работаю вместо нее".
Таких, как Темирбек, работающих на базарах детей в Кыргызстане насчитываются тысячи. Кто-то занимается торговлей, другие зарабатывают тачечниками с утра до вечера. По информации Международной организации труда, родители большинства таких детей вследствие трудных жизненных условий отбыли в столицу или, оставив детей на попечение родственников, уехали в Россию.
"Я являюсь бабушкой по матери этих двух девочек. Когда старшая девочка должна была пойти в школу, ее мать уехала в Россию на заработки. Девочка продает пирожки на скотном рынке, помогает мне в трудное время. Младшую по причине ее недостаточного возраста я не вывожу на базар, она до нашего возвращения занята домашними делами, готовит обед".Жительница Каракола Милийна на протяжении девяти лет в одиночку поднимает на ноги двух внучек, которые тоже работают, так как на зарплату охранника втроем выжить трудно:
На рынках города Каракола около пятидесяти детей продают продукты питания, одежду, косметику. Атыркуль Сарыбаева работает в проекте по привлечению таких детей в школу:
"Тридцать процентов работающих детей не посещают школу. Они уже привыкли не ходить в школу и работать. Одна девочка долгое время подрабатывала мойкой бутылок, паласов, сильно простыла и серьезно заболела. В рамках проекта мы постарались привлечь детей к получению знаний. Есть дети, которые бросили школу еще в 1-2 классе, сейчас они учились бы уже в 8 классе. Они уже не осилят школьную программу и не могут пересилить себя и снова переступить порог школы, потому что стыдятся".
Отсутствует точная статистика, сколько детей не посещает школу. Эти дети числятся посещающими школу, могут ходить на уроки, потом пропускать. Национальный координатор Международной организации труда Болотбек Ороков говорит, что даже легкий труд создает барьеры для образования детей:
"Кода родители привлекают детей к работе, они должны проверять условия их работы. Например, продающий газеты ребенок должен встать рано утром, чтобы купить газеты в типографии. Там он стоит в очереди и вместо посещения уроков занят продажей газет. Он опаздывает в школу, не может сосредоточиться на уроках или вовсе не посещает школу, потому что не высыпается. Создаются барьеры для образования ребенка, причиняется вред здоровью. В результате вырастает новое поколение, которое, даже посещая школу, не умеет толком читать и писать".
По информации Минсоцразвития за текущий год, порядка тысячи детей по стране привлекается к вредным работам. Подавляющее большинство таких детей привлечено к выращиванию и сбору хлопка, табака и кукурузы на юге страны. В настоящее время в республике проходит месячная акция по сокращению детского труда с призывом к качественному обучению работающих детей.
В Кодексе о детях запрещается детский труд, несущий угрозу здоровью или создающий барьеры для образования детей. Но, невзирая на это, тысячи кыргызстанских детей привычно привлекаются к черновой работе.
Источник: BBC. Kyrgyz kyzmaty
Комментариев нет:
Отправить комментарий