Страна простилась с Евгением Примаковым
Фото: Сергей Гунеев / РИА Новости
«Человек, соединивший две эпохи» — характеристика, которая закрепилась за Евгением Максимовичем Примаковым. На церемонии прощания о личных качествах государственного деятеля говорили, пожалуй, даже больше, чем о его выдающихся карьерных достижениях. И уходя из жизни, он соединил две эпохи: в первые часы церемонии с ним прощались друзья и политики, сами ставшие частью истории, а под конец — нынешние министры, вице-премьеры и депутаты. «Мы не отпускаем тебя, дед. Тебе предстоит поработать нашим нравственным ориентиром», — говорил над гробом внук Примакова Евгений Сандро.
Церемония была организована в Колонном зале Дома Союзов. Осенью здесь провожали в последний путь Людмилу Ивановну Швецову. Очередь выходила на Большую Дмитровку, но двигалась быстро. Встав в конец, через пятнадцать минут можно было оказаться в зале. Время от времени из него выносили охапки алых роз и гвоздик. Постепенно соседние помещения заполнялись цветами и траурными венками. На их фоне трогательно выделялись синие незабудки, оставленные кем-то из посетителей.
У гроба с телом Примакова стояли солдаты из роты почетного караула. Рядом — родные и близкие. Простые люди двигались немного в стороне, именитые — подходили проститься как можно ближе. И исчезали в отдельном помещении, избегая общения с журналистами. Некоторые вставали в почетный караул, надев траурные повязки.
Одним из первых с Примаковым простился Михаил Горбачев. Он долго стоял у гроба, подходил к родственникам и вновь возвращался. Вдова, Ирина Борисовна, медик по профессии, кажется, начинала беспокоиться о состоянии Горбачева. Никто из журналистов не задавал ему вопросов: слишком нелегко Михаилу Сергеевичу далось прощание.
В соседнее помещение прибыл скульптор Зураб Церетели. «Таких похорон не было лет двадцать», — говорил кто-то из его собеседников. «Он был бы лучшим руководителем. Не дали ему», — с сожалением замечал другой. А Церетели волновался: где же Лужков, ведь должен приехать. Юрий Михайлович действительно приехал и вмиг доказал: он по-прежнему одна из самых ярких медийных фигур.
Президент фонда им. С.Федорова Ирэн Федорова и бывший мэр Москвы Юрий Лужков
Фото: Михаил Метцель / ТАСС
Лужков вышел из зала с Ирэн Федоровой и Натальей Солженицыной. И в сердцах выпалил: «Ельцин просто вынудил Примакова сказать, что он не собирается выдвигать свою кандидатуру в президенты. Это все сделано не из государственных побуждений! Это все сделано из жажды власти со стороны Ельцина!»
Спустя несколько минут он уже был окружен множеством телекамер и высказывался спокойнее. «Ушел человек, с которым всегда было легко и приятно. Любая встреча с ним была радостью. Его оптимизм, дружелюбие, его сопереживания чужим проблемам… — перечислял Лужков. — Слово его для нас было всегда значимым… Мы считаем великими тех, кто жил давно. Мы ошибаемся: великие люди живут среди нас. Мы должны беречь их. Это не просто драма, это большая трагедия для страны».
Неизвестная пожилая женщина бросилась к Лужкову, обняла как родного и заплакала. А затем к нему подошел академик Владимир Фортов. Он назвал смерть Примакова тяжелейшей утратой для науки. Именно Примаков поддержал ученого во время обсуждения реформы РАН, изначально предполагавшей ликвидацию Академии наук.
Время шло. Появились представители нынешнего политического истеблишмента: российские министры, члены правительства, председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, глава ЦБ Эльвира Набиуллина и многие-многие другие.
Глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков говорил, что Примаков в «смутные и мутные времена показал, что в политике остается место чести, честности и достоинству». Глава фракции ЛДПР Владимир Жириновский без свойственного ему эпатажа тихо объяснял, что Примаков был «лучше, чем Дэн Сяопин, больше, чем Столыпин», и историки его еще оценят.
«Очень деликатный, я никогда не видел его злым. Когда у него был шанс стать президентом, он не стал ломать все на своем пути», — заметил Жириновский.
Глава администрации нынешнего президента Сергей Иванов назвал этот день «тяжелым и горьким». «Я был живым свидетелем того, как Евгений Максимович спас нашу разведку от развала, от бездумных реформ», — говорил Иванов. Последний раз он виделся с Примаковым полтора месяца назад. «Он подарил мне книгу и со свойственным ему юмором подписал: "Буду рад любым замечаниям". Евгений Максимович, у меня замечаний нет. Пусть земля вам будет пухом», — закончил свою речь Иванов.
Примерно в то же время с Примаковым в последний раз увиделся и Владимир Путин. И также получил от него книгу. К слову, первым о смерти политика сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Когда Путин, задержавшись из-за встречи с главой сирийского МИД, приехал, он подошел к внуку Примакова, Евгению Сандро (Сандро — псевдоним, настоящая фамилия Примаков — прим. «Ленты.ру»), и поцеловал в щеку вдову. Потом к ней подсел и что-то долго говорил, утешая.
«Безусловно, это был великий гражданин нашей страны, — сказал он уже в микрофон. — Евгений Максимович умел спокойно, конструктивно, эффективно, что самое главное, решать самые сложные задачи, добивался максимальных результатов на всех постах, где бы он ни работал». То, как Примаков относился к своей стране, Путин назвал примером «беззаветной верности Отчизне».
«Его авторитет за рубежом неоспорим, он всегда был центром притяжения для многих людей; с ним общались, советовались, сверяли свои действия и планы. Могу сказать, в полной мере это касается и меня», — заметил президент.
Владимир Путин и вдова политика Евгения Примакова Ирина на церемонии прощания
Фото: Алексей Никольский / РИА Новости
«Мы будем помнить вас, дорогой Евгений Максимович, почитать, любить и благодарить. Вы — в наших сердцах. Прощайте», — произнес он последние слова.
Внук Примакова, журналист Евгений Сандро, говорил очень трогательно, обращаясь к деду, как к живому: «Мы с тобой много спорили. Ладно, не много, иногда. Но ты всегда оказывался прав. Мы мерили свою жизнь по тебе. Нам тебя не хватает. Нам не очень понятно, как жить дальше. Весь мир стал другим. Мы по тебе очень скучаем». Он попросил присутствующих проводить деда в последний путь аплодисментами. Весь зал его поддержал.
Отпевание Евгения Примакова состоялось в Успенском соборе Новодевичьего монастыря, богослужение возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Похороны прошли на Новодевичьем кладбище.
Татьяна Меликян
http://lenta.ru/articles/2015/06/29/primakov/
Комментариев нет:
Отправить комментарий