Хороший анализ ситуации. Только нельзя исключать и тот вариант, что Ташкент и Ашхабад просто хотят увидеть результаты интеграции, если будут положительные для стран ЕАЭС, то они начнут двигаться в сторону интеграции в рамках Евразийского союза. В любом случае, региональная интеграция скоро станет необходимостью и произойдет вероятно под флагом ЕАЭС.
А вот и сама статья:
"Нынешние интеграционные инициативы евразийского пространства, которые демонстрируют Астана, Москва и Минск, приведут к новой ступени развития сотрудничества 29 мая этого года в столице Казахстана, где предполагается подписания договора о создании Евразийского экономического союза. При этом, не лишним будет отметить интерес и других государств региона связанный с вхождением не только в будущую региональную организацию, но и в уже существующий. Так, в Кыргызстане полным ходом идет подготовка к вступлению в Таможенный союз, который, по словам кыргызских официальных лиц и экспертов, будет своего рода «предступенью» вхождения и в будущий ЕАЭС. Участие в ТС даст Кыргызстану возможности реализовать имеющийся потенциал для дальнейшего развития, чтобы в будущем центрально-азиатское государство могло соответствовать требованиям Евразийского экономического союза. Также, наряду с Бишкеком и Душанбе начал проявлять неподдельный интерес к уже имеющейся региональной организации, что в перспективе дает все шансы на поднятие общего благосостояния населения стран-участниц, как ТС, так и ЕАЭС. Однако, не все руководства центрально-азиатских республик видят эти позитивные моменты.
Например, Туркменистан принципиально старается не участвовать в разного рода объединениях, мотивируя это своим принципом «позитивного нейтралитета». При этом, по заявлениям официальных лиц Ашгабада, руководство республики подчеркивает важность двусторонних отношений. Так, Заместитель Председателя Кабинета Министров Туркменистана Пальван Таганов на открывшемся совместном бизнес-форуме Туркменистана и Свердловской области (РФ) в приветствии участникам мероприятия заявил следующее: «Туркменистан придает большое значение укреплению торгово-экономического сотрудничества с Российский Федерацией. Руководители наших государств рассматривают укрепление межрегионального сотрудничества как одно из перспективных направлений развития взаимоотношений». Но что происходит на деле? Г. Бердымухамедов, в перерыве между «победами» в конном спорте и выискиванием неугодных памятников и упоминаний С. Ниязову, едет в Китай подписывать газовое соглашение, которое не лучшим образом отразилось на положении Москвы в преддверии подписания «сделки века» между Газпромом и CNPC (Китай). Бесспорно, никто не принуждает Ашгабад действовать наперекор своим национальным интересам, но в таком случае необходимо называть вещи своими именами. Иными словами, нет смысла улыбаться Москве, если вы уже показали ей «кукиш», лучше улыбнуться своему населению, которое боится сказать лишнее слово под угрозой репрессий.
Но если Туркменистан вставляет палки в колеса России только в экономической сфере, то Узбекистан решил действовать наперерез всему региону во всех направлениях, реализовывая свои антиевразийские амбиции совместно с Западом. И событий, являющихся тому подтверждением, много:
1. Необоснованное задержание крупно российского бизнесмена, которое проходило с грубейшими нарушениями уголовно-процессуального законодательства, а также необъяснимым молчанием на попытки российских представителей в республике увидеться с россиянином. Благо на данный момент Поздеев отпущен, в противном случае мог разразиться очередной международный скандал.
2. Все чаще официальный Ташкент проводит встречи с представителями «ярых защитников демократии» (США) и просит финансирования своего аграрного сектора от ЕС. Но на деле, Вашингтон лишь обеспечил себе (а значит и НАТО) плацдарм в Центральной Азии. Касаемо запланированной финансовой помощи можно сказать, что ее ждет судьба предыдущих денежных вливаний в республику – таинственное исчезновение.
3. Пренебрежение интересами соседних государств, которое неоднократно обсуждалось экспертным сообществом. Один лишь вопрос строительства ГЭС в Кыргызстане и Таджикистане, которому узбекские власти всячески пытаются помешать, показывает настрой Ташкента на осознанную изоляцию республики на центрально-азиатском пространстве.
Представляется, что отказ от сотрудничества в региональном формате сулит Узбекистану и Туркменистану большие трудности в долгосрочной перспективе. Кыргызстан и Таджикистан получат возможность выйти на нынешний уровень развития Казахстана, который сейчас, безусловно, является титаном Центральной Азии. В такой ситуации, Ташкент (рискующий из независимой республики превратиться в американскую военную базу) и Ашгабад (предполагаемая китайская газовая скважина) изолированные от региональных интеграционных инициатив будут не в состоянии участвовать в обеспечении коллективной безопасности центрально-азиатского пространства, что недопустимо в преддверии вывода войск МССБ из Афганистана.
А. Буранбаев
Источник: berlek-nkp.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий