понедельник, 28 сентября 2015 г.

РАЗГОВОР НАЧИСТОТУ


Одна из ключевых фигур политической партии «Бир Бол» - бывший премьер-министр Кыргызстана Игорь Чудинов. Фигура интересная, вызывающая много споров. Что же, предвыборная кампания – самое время расставить все точки над «I», прояснить все слухи. И выяснить, почему Игорь Витальевич после пятилетнего перерыва решил вернуться в политику.


Кандидат в депутаты И. Чудинов согласился ответить на вопросы редакции, не избегая острых тем.

- Широкая публика о вас давно не слышала. Чем сейчас занимаетесь?

- Как кандидат в депутаты я сейчас просто физически заниматься не могу ничем, кроме агитационной работы. А вообще работаю председателем правления Кыргызско-Российской ассоциации «Новые экономические инициативы». И советником в нескольких частных российских компаниях.

- Чем ассоциация занимается?

- Это общественная организация, которая объединяет предприятия и бизнесменов-соотечественников. В эту группу входят 70 компаний. Самых разных - это и мебельные фабрики, и строительные предприятия, и сфера услуг. Мы объединились для того, чтобы совместно защищать интересы в бизнес-среде. Это особенно нужно сейчас – после вступления в Евразийский экономический союз.

- Большинство избирателей ничего не знает и про вашу семью…

- У меня небольшая семья. Жена Любовь, домохозяйка. Мама, которой скоро исполнится 90 лет – она с нами живёт. Сын Родион (скоро ему будет 28 лет) живёт в Российской Федерации. Женат, внучке годик. В 2005 году он окончил 6-ю школу в Бишкеке, уехал, учился за рубежом по специальности «финансы и кредит» и больше в Кыргызстан не возвращался. Соответственно, никакой бизнес (о чём распускали слухи) здесь не вёл.

- Но вы-то в Кыргызстан вернулись. Несмотря на, мягко говоря, трудности в жизни весной 2010 года. Что тогда произошло?

- Никуда уезжать я не собирался. Находился в Бишкеке и 7, и 8 апреля 2010 года. А 9 апреля ко мне стали поступать угрозы, непонятные люди стали меня искать и преследовать. Только тогда я вывез семью и выехал сам. Своего местопребывания не скрывал – был я в Казахстане. Узнав, что объявлен в розыск, я трижды обращался – письменно через адвоката – к генеральному прокурору Кыргызстана. Писал, что от следствия не скрываюсь, а уехал лишь потому, что появилась реальная угроза жизни членов моей семьи. И если Генеральная прокуратура готова обеспечить нашу безопасность, то я готов вернуться для сотрудничества со следствием. На третье письмо получил ответ: «Единственное безопасное место, которое можем вам предоставить, это следственный изолятор СНБ». Взвесив всё, в августе 2010-го я вернулся. Не было никакой спецоперации по моей поимке, как тогда писали. Я предупредил через адвоката следователя, который вёл моё дело, он встретил меня на границе. Суд избрал мне меру пресечения в виде ареста, но уже на четвёртый день её изменил на домашний арест. В марте 2011 года и эта мера пресечения была снята, когда коллегия Бишкекского городского суда подтвердила приговор, который до этого вынес Первомайский районный суд – оправдать за отсутствием состава преступления. Это решение оставил в силе и Верховный суд.

- Вы вернулись, хотя знали, что вас ждёт тюремная камера. Скажите, почему? Многие ваши коллеги повели себя иначе…

- Да я просто не мог не вернуться… В кыргызстанских СМИ я читал про себя просто сумасшедшие небылицы. Некто Бекназаров в июне 2010-го заявлял, что я арестован в Оше с группой снайперов (хотя меня даже не было в республике). За мою поимку назначили награду в 100 тысяч долларов. Писали, что я вывез с собой 300 миллионов долларов Фонда развития. Лился такой поток грязи, что… Понимаете, я родился и вырос в Кыргызстане, здесь остались мои друзья, меня здесь знают тысячи людей. И только со слов одного человека я стал «вором». Жить где-то, зная, что на родине тебя считают преступником, который якобы уехал с чужими деньгами – это не для меня. Ведь я никогда не участвовал здесь в приватизации, никогда не запускал руки в бюджетные деньги. Даже когда я работал в бизнесе, старался не «двигаться» с бюджетными деньгами.

Поэтому я и приехал, чтобы следствие детально во всём разобралось. Я хочу жить только в Кыргызстане и больше нигде. Вот и всё… И за свою работу на всех постах я готов нести ответственность.

- А посты вы занимали крупные, включая премьерский. Что лично вы считаете своим достижением на этих постах? Начнём с первой должности – гендиректора «Кыргызгаза»…

- Серьёзным достижением считаю то, что в Кыргызстан была возобновлена поставка природного газа. До этого с Узбекистаном контракта у нас не было, газ, мягко говоря, «отбирался» из трубы из объёма, предназначенного Казахстану, и к моменту, когда я пришёл в «Кыргызгаз», долг перед Казахстаном составлял 14 миллионов долларов. Ещё достижение - создание совместного с Казахстаном предприятия, которое позволило Кыргызстану получать дополнительные доходы за счёт транзита казахского газа. Самое главное – «Кыргызгаз» в мою бытность гендиректором ни разу не позволил себе допустить перебои с поставками газа. Ни на юге, ни на севере страны. Анализируя последующие периоды, могу и это считать серьёзным достижением «Кыргызгаза». Хотя, это, в принципе, его главная обязанность… И мы с этой обязанностью справлялись.

- Следующая ваша должность – министр энергетики Кыргызстана. Вы же, кажется, это министерство и создали…

- Да. Минэнерго до сих пор размещается в здании, которое получено и отремонтировано в мою бытность. Но здание – это, конечно, не главное. Мы разработали программу развития энергетической отрасли Кыргызстана до 2025 года, и её утвердил парламент.

- Сейчас энергетики по этой программе работают?

- Точно не знаю, но вряд ли - судя по тому, что творится с тарифами на электроэнергию… А в нашу программу была чётко заложена тарифная политика, предусматривающая, что рост тарифов (а этот рост – вещь неизбежная, ведь всё меняется – и инфляция, и цены на энергоносители, и цены на металл) – так вот, этот рост был жёстко привязан к росту минимальных зарплат и пенсий. Иначе говоря, рост тарифов должен был идти в ногу с ростом реальных доходов населения. Что делало тарифную политику ясной, понятной, прозрачной… И гуманной.

Второе. В тот период Кыргызстан впервые (!) за годы независимости начал самостоятельно решать проблему роста энергетических мощностей. Я имею в виду прежде всего строительство гидроэлектростанции «Камбарата-2». Мы начали его на собственные средства, Министерство энергетики убедило правительство (которое, кстати, возглавлял тогда Алмазбек Атамбаев) утвердить наш график строительства. И я горжусь тем, что этот график был выполнен, и первая очередь построена.

- И, наконец, ваше двухлетнее пребывание на посту премьер-министра Кыргызстана. Чем можете гордиться?

- Первое – принятие нового Налогового кодекса, который значительно облегчил налоговое бремя для бизнеса страны. И это помогло нам преодолеть мировой финансовый кризис 2008 года – помните его? Второй плюс, который я ставлю руководимому мной правительству, - это преодоление и сглаживание продовольственного кризиса. Когда дефицит зерна и цены на зерно во всём мире начали зашкаливать. А также преодоление банковского кризиса – мы смогли удержать от разрушения нашу банковскую систему. Хотя, как помните, рушились даже американские банки-гиганты, серьёзные потери понесла банковская система в России и Казахстане. А нам удалось удержать и курс сома, и рост экономики – он в Кыргызстане сохранился на уровне 3,8 процента. Несмотря на финансовый кризис, правительство, руководимое мной, в 2008-м сумело выполнить обязательства перед учителями – выплатить задолженность по добавкам за стаж. Закон об этом был принят ещё в 2003 году. Но ни копейки учителям не выплачивали, пока мы буквально за полгода не «закрыли» всю задолженность, сформировавшуюся за 5 лет. В условиях мирового финансового кризиса, подчёркиваю.

Это был несомненный успех работы правительства. Хотя мы пошли на меры, очень непопулярные для чиновничества – провели сокращение государственных расходов на 15 процентов. А все высвободившиеся деньги направили на поддержание внутреннего спроса в стране. Через дополнительное финансирование строительства школ, работ по ирригации, ремонта дорог… Мы, в принципе, не сделали ничего нового – просто опирались на мировой опыт, особенно, СССР и Америки 30-х годов. С Китайской Народной Республикой мы заключили контракт на строительство дороги Бишкек-Нарын-Торугарт. Подписали два меморандума о намерении строительства «ЛЭП-500» и «Датка-500». Так что основу проекта «Датка-Кемин», который (чему я по-человечески очень рад) недавно завершён, заложило наше правительство.

- Мы говорили о достижениях и успехах. Ну а какие вы допустили ошибки – можете сказать?

- Самое главное моё упущение – то, что я так и не смог убедить президента Курманбека Бакиева отказаться от приватизации «Северэлектро» и от повышения тарифов на электроэнергию в два раза (что было сделано в начале 2010 года).

- А пытались убедить?

- Да, неоднократно пытался. И когда понял, что мы с президентом так и не сможем найти взаимопонимания, я подал в отставку. Моя отставка президентом была, кстати, принята в тот же день, когда он выступил перед народом Кыргызстана с докладом о новой государственной системой управления – идеи этой реформы я тоже не разделял.

- Это когда вместо администрации президента появился секретариат…

- Да-да… Но меня больше всего напрягало появление ЦАРИИ – органа, которому предстояло распределять бюджет развития страны - бюджета, который был сформирован ещё в 2008 году руководимым мной правительством. Напрягало то, что по конституции за развитие страны отвечало правительство, а все решения принимал некий неконституционный орган - ЦАРИИ.

- Но вы после этого возглавили ещё один новый орган - Фонд развития Кыргызстана. После революции 2010 года возникло много вопросов о том, куда подевались огромные деньги, которые в этом фонде хранились.

- В мою бытность – никуда не подевались! 7 апреля 2010 года, когда на площади Ала-Тоо начались известные события, но государственные органы ещё работали, я специально сделал запрос в Национальный банк Кыргызстана. Его справка, полученная мной 8 апреля, я сохранил. И она во многом помогла мне потом, когда шло следствие. В справке говорилось: все денежные средства, вверенные Фонду развития (включая прибыль, которую успел получить фонд – а это около 8 миллионов долларов), на тот момент находились на счетах Нацбанка. Всего – за минусом кредитов на Камбарату – 180 миллионов долларов. Этот вопрос потом неоднократно поднимался, новое правительство Кыргызстана даже зачем-то наняло расследовать его финразведку Великобритании. Но и та подтвердила: никаких нарушений законодательства КР в деятельности Фонда развития нет.

- Получается, если деньги Фонда развития к чьим-то рукам и прилипли, то уж никак не Игоря Чудинова…

- Я вернулся в Кыргызстан именно для того, чтобы не было всех этих небылиц и иллюзий. Да, я человек состоятельный, но всё своё имущество я всегда декларировал, не скрывал его ни от кого. До того, как прийти на госслужбу, я 15 лет занимался бизнесом. И, считаю, нужно быть совсем уж плохим бизнесменом, чтобы ничего за это время не заработать и не обеспечить свою семью. И мне становится смешно, когда я читаю в декларациях наших чиновников о том, что со своим 35-летним стажем они имеют из имущества лишь однокомнатную комнатную квартиру и два костюма. Сразу возникает подозрение в их неискренности. И предчувствие, что такие люди плохо закончат…

- И ещё о слухах. Народная молва пристёгивала вас к команде Максима Бакиева. По другой версии, вы были «человеком» Медета Садыркулова, ныне покойного. Не пора ли уже расставить все точки над «i»?

- С Максимом Бакиевым у меня никаких личных отношений не было. Если мы с ним и встречались, то лишь в официальной обстановке. Я не входил в число его друзей, не был членом его команды. Мне говорили, что он меня недолюбливает, но я относился к этому философски. Что касается Медета Чакановича – он знал меня с комсомольских времён, наша деятельность постоянно пересекалась. Но первым, от кого я узнал, что могу стать премьер-министром, был Алмазбек Атамбаев. В день, когда Бакиев принял его отставку с поста премьера, Алмазбек Шаршенович, прощаясь с министрами, мне сказал: «Игорь, у меня был разговор с президентом, он спросил, кого я вижу своим преемником, я назвал тебя. Если это предложение тебе поступит, не вздумай отказываться». Поэтому, когда предложение поступило, я не удивился.

- Почему вы решили вернуться в политику после 5-летнего перерыва?

- Все эти 5 лет я наблюдал, как Кыргызстан живёт в условиях парламентаризма. И был, честно говоря, просто поражён. Для меня парламентаризм – это сочетание большой ответственности исполнительной власти с её большими возможностями. Но мы, считаю, не видим ни того, ни другого. В чём суть парламентаризма? Политическая партия на выборах доказывает народу, что её программа – самая лучшая. Народ, выбирая партию, поддерживает эту программу. Чтобы выполнить программу, партия должна руководить исполнительной властью. У нас же непонятно, кто кем руководит, кто за что отвечает, и чья программа выполняется. Я решил, что мой опыт менеджера может пригодиться для того, чтобы страна в полной мере могла воспользоваться ценностями парламентаризма.

- И вы выбрали именно партию «Бир Бол». Партию молодую, но быстро набравшую популярность. Что-то, значит, есть в этой партии. Что?

- Одна из причин - эта партия формировалась не вокруг какого-то одного вождя (этот наш вождизм до добра не доведёт!), а вокруг КОМАНДЫ равноправных людей, объединённых общей идеей, общей программой. В этой партии есть возможность быть услышанным. Другая причина – сами личности, объединившиеся в партию. Это - опытные государственники, каждый из которых разбирается в какой-то отрасли.

- Какие пункты программы партии «Бир Бол» лично вам наиболее близки?

- В прессе нас критикуют – вот, мол, они говорят только об экономике… Не устаю повторять: государство такой же живой организм, как и мы с вами. Если наше сердце-мотор качает кровь, то и голова ясно работает, и руки-ноги двигаются. В государстве этот мотор – экономика. И это корень всех проблем в стране.

Ключевой момент нашей программы – создание рабочих мест в Кыргызстане. Придя в парламент, мы, во-первых, будем добиваться сокращения правительства, госаппарата. Это – не самоцель, это – возможность найти в непростое время дополнительные финансы внутри страны (как это было сделано в мою бытность премьером). Высвободив 5-7 миллиардов сомов, мы эти деньги предлагаем направить на рост зарплат учителей и врачей, на дешёвые кредиты труженикам села – это очень важно: в сельском хозяйстве занято треть населения страны.

Мы говорим о том, что в связи с вступлением в ЕАЭС нам необходимо принять ещё ряд мер, которые помогут предпринимателям и привлекут инвесторов. Это – принятие нового Налогового кодекса и ещё большее уменьшение налогового бремени. Мы предлагаем оставить для юридических лиц всего лишь два налога (в совокупности – не больше 20 процентов), для мелких предпринимателей – один налог, не больше 7 процентов.

Будем настаивать на том, чтобы пересмотреть все законы, связанные с защитой инвестиций и частной собственности. Поскольку вопросы эти быстро не решаются, будем добиваться введения на 3 года моратория на все проверки фискальных органов. А пока он будет действовать, предложим определиться, какой – лишь ОДИН – орган в новой структуре правительства будет бдеть за предпринимателями. Сейчас у нас целых пять органов – МВД, ГКНБ, Генпрокуратура, финполиция, налоговая служба – контролируют еле дышащий бизнес страны. Кто это выдержит?

- Ещё важный вопрос – внешнеполитический курс Кыргызстана. Тот курс, который проложил президент Алмазбек Атамбаев, большинство населения (и наша редакция в том числе) поддерживает. Но есть опасения – не попытаются ли его изменить новые партии, пришедшие в парламент?

- Не знаю, как другие партии, но «Бир Бол» в полной мере поддерживает стратегический курс развития Кыргызстана вместе с Россией и в евразийском пространстве. Альтернатив этому мы не видим.

- Недавно Генеральная прокуратура КР обратилась в Центризбирком с представлением о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности трёх кандидатов от разных партий – и вас в их числе. ЦИК ей отказал. Ваши комментарии по этому поводу?

- Генпрокуратура как следственный орган, безусловно, имела полное право это сделать. Но ряд моментов настораживает. Речь идёт об уголовном деле в отношении депутата (а ныне и кандидата в депутаты от партии «Конгресс народов Кыргызстана») Карганбека Самакова по трансформации земель Аламединского района. Я по этому делу по сей день прохожу свидетелем. Эти земельные участки господин Самаков купил ещё в 2006 году – причём даже не у государства, а у физических лиц. А в 2008 году в правительство с просьбой о трансформации земель обратился новый собственник, купивший их у Самакова, - некое ОсОО. Под постановлением правительства о трансформации подписались все 16 членов правительства, возражений не было. Обоснование законности трансформации давала тогдашний главный юрист правительства – Жылдыз Мамбеталиева, нынешний министр юстиции. Она же, кстати, входила и в состав земельной комиссии, которая рассматривала вопрос о трансформации. Теперь, что интересно, та же госпожа Мамбеталиева обосновала законность отмены этого постановления - спустя 7 лет! Хотя в мае этого года комиссия Жогорку Кенеша вынесла заключение о том, что в действиях возглавляемого мной правительства никаких нарушений конституционных норм и законов не было.

Отменив это постановление, нынешнее правительство, считаю, создало опасный прецедент. Ведь точно так же можно отменить и итоги приватизации в Кыргызстане за все 20 лет. И под удар попадут многие…

Генпрокуратура обратилась в ЦИК 8 сентября, ссылаясь на постановление правительства (об отмене нашего постановления) от 3 сентября. Хотя оно должно было вступить в силу через 15 дней после официального опубликования (а опубликовано так и не было!). И эта торопливость Генпрокуратуры (о других нарушениях пока промолчим) и дало повод политсовету «Бир Бола» считать, что это обращение в ЦИК – ДАВЛЕНИЕ на партию в ходе предвыборной кампании. Если это так, то хотелось бы призвать наших соперников – давайте соревноваться честно! Пусть состав нового парламента определит народ, - заключает кандидат от партии «Бир Бол» Игорь Чудинов.

Вадим НОЧЁВКИН
газета "Дело №"

Комментариев нет:

Отправить комментарий