вторник, 22 сентября 2015 г.

Школьная поножовщина: борьба постфактум

Это уже не "звоночек", а набат. Мы можем упустить ситуацию.. Статья поднимает острую проблему

Учебный год в школах республики только начался, а Министерство образования и науки не успевает раздавать пояснения по всем возникающим вопросам. Скандал со школьной формой, реализация в подземных переходах учебников, подаренных Кыргызстану Россией, добровольно-принудительные родительские взносы… Но все эти проблемы меркнут на фоне нескольких драк с поножовщиной и гибели учащихся.

Хоть в школу не пускай

Поздним вечером 16 сентября в результате инцидента между учащимися Республиканского училища олимпийского резерва (РУОР) и бишкекской средней школы №38 в больнице оказались шесть ребят с ножевыми ранениями.

По словам начальника управления образования мэрии Бишкека Сауле Мейрмановой, одиннадцатиклассник "просто проходил мимо и попал под руку". Следом отчитались и в Госагентстве физической культуры и спорта КР: "Информация о том, что учащиеся РУОР первыми начали драку, недостоверна. Выпускников в драке тоже не было".

На следующий день в правительство созвали чиновников на экстренное заседание. И уже 18 сентября Минобразования рассказало о принятых экстренных мерах: "Во всех общеобразовательных учреждениях усиливается контроль за порядком, администрации школ проводят общие собрания по воспитательной части с участием родителей, социальных педагогов, а также инспекторов по делам несовершеннолетних. Также проводится разъяснительная работа среди учащихся школ по предупреждению подобных инцидентов. В целях комплексного решения проблемы насилия в школах министерством реализована программа "Школа без насилия". Данная программа поэтапно охватила 38 пилотных общеобразовательных организаций по всей республике с общей численностью учащихся 40,3 тысячи. Из них 13 школ – в городах, 25 – в сельской местности".

Работа наспех не удалась

Уф, отчитались! И, словно жестокая насмешка в адрес столь деятельного министерства, в отечественных СМИ уже через день появляется информация о смерти девятиклассника. Торопиться с комментариями чиновники ведомства не стали. Впрочем, оно и верно: кулаками после драки не машут. Тем более что жизнь мальчишке уже не вернуть.

По данным Министерства внутренних дел, драка произошла в урочное (!) время в подвале школы имени С.Турусбекова в селе Кок-Ое Джумгальского района Нарынской области. "По предварительным данным, подозреваемый - ученик 11 класса - был школьным активистом. По какой причине он избил девятиклассника, выясняется. Вчера его задержали, суд определит ему меру пресечения. При наружном осмотре видимых телесных повреждений не обнаружено. Окончательное решение вынесет назначенная судебно-медицинская экспертиза. По факту возбуждено уголовное дело по статье 97 УК КР (убийство)", - сообщили ИА "24.kg" в пресс-службе МВД.

Найти причины

Глава правительства Темир Сариев без устали проводит совещания. Дал поручения он и по этому инциденту: создать комиссию и провести тщательное расследование. Спустя два дня после драки отреагировали и в Минобразования.

"По данным Джумгальского районного отдела образования, 19 сентября в 10.30 во время большой перемены ученик 11 класса Жайылбек Таалайбеков, 1998 года рождения, ударил в область сердца ученика 9 класса Эркинбека Жекшенбек уулу, 2000 года рождения. Его одноклассники сразу же сообщили о данном инциденте администрации школы и учителям. Эркинбек сразу же был доставлен в больницу села Чаека, но, не приходя в себя, умер", - отчитались сегодня в ведомстве и не забыли указать, что погибший "имел заболевание сердца".

Еще через два часа пресс-служба, уже словно оправдываясь, дополнительно проинформировала: "Ссора произошла по поводу межличностных отношений учеников и претензий одного из учеников к длине волос и манере поведения другого. Ссора раскалилась, и 11-классник ударил Эркинбека в область сердца. Несмотря на то что администрация школы успела остановить перепалку и начинающуюся драку между учениками, Эркинбек, получив удар, упал и был доставлен в больницу. Врачи констатировали смерть мальчика в связи с имеющимися заболеваниями сердца".

Интересно, что чиновники в таких случаях сразу ищут у детей всевозможные недуги. В начале 2015 года, рассказывая о смерти другого десятиклассника - в Чаткальском районе Джалал-Абадской области, замминистра образования Токтобубу Ашымбаева говорила: "Только после судмедэкспертизы будут известны причины смерти школьника. Возможно, он был болен эпилепсией, может, страдал сердечной недостаточностью и другим".

По факту смерти в Джумгале сейчас ведется следствие. Районный отдел образования создал специальную комиссию. Заместитель министра образования и науки КР, курирующая вопросы школьного блока, Токтобубу Ашымбаева, отметила, что в отношении руководства школы и района примут соответствующие меры в соответствии с Трудовым кодексом КР. Впрочем, и это не ново: директоров и классных руководителей всегда наказывают после таких инцидентов. Только от этого подобных ЧП меньше не становится.

Чиновники не раз пытались привлечь к проблеме внимание родителей. Мол, не может одна школа отвечать за всех детей, да еще и во внеурочное время. Взрослым в сложных экономических условиях тоже недосуг заниматься воспитанием своих отпрысков. Кто поиском хлеба насущного занят, кто, будучи в трудовой миграции, переложил заботы о детях на плечи близких и дальних родственников. Вот и решают подростки вопросы своими методами - кто кулаком, а кто ножом.

А есть ли воля?

"Пока все мы не осознаем, что проблема школьного насилия общая, ничего не изменится. Школа не решит проблему сама. В первую очередь должны подключаться родители, - говорит координатор проекта "Школа без насилия" Галина Васильева. – Конечно, сказывается и недостаток инспекторов по делам несовершеннолетних, особенно в сельской местности. Нужно бороться с двойными стандартами, когда на словах "все лучшее - детям", а в итоге ничего. Или когда учитель говорит ребенку о его правах и тут же начинает его ругать, щипать и прочее. И вовлекать в эту работу следует всех детей - на уровне каждого класса, говорить об общении и правилах поведения в классе. Ведь основная масса недопонимания происходит на бытовом уровне: дети просто не умеют общаться и правильно реагировать на замечания другого. Должна быть и воля Министерства образования. Они должны наконец отказаться от закрытости темы, не прятать ее, не замалчивать. Такой планомерной работы я не вижу. Пока же у нас предпринимают отрывочные действия, как только что-то произойдет".

21/09/15
Анастасия БЕНГАРД

Источник - 24kg.org

Комментариев нет:

Отправить комментарий