пятница, 14 ноября 2014 г.

И вновь о "окне Овертона", "страшен ли черт, как его малюют"

"Окно Овертона", если судить по СМИ, позволяет любое самое страшное извращение сделать нормой. Причем, подмена ценностей происходит достаточно эффективно. Но мне кажется, что так "демонизировать" эту технологию и считать, что общество почти бессильно перед "Окном Овертона" неразумно. Это пресловутое "Окно", мне кажется, имеет успех, когда общество находится в стадии нестабильности, показывает признаки распада или раскола, а в стране наблюдается экономический кризис. Когда имеющиеся идеологические установки в силу своей неуживчивости с реальной ситуацией начинают рушится, как говорят мыслители происходит "смена эпох". Одним словом происходит большой бардак и дезориентация в духовной жизни.
Главное, в такой ситуации не растерять "внутренний духовный стержень" (традиции, нравственные установки). И в такой период "надежной обороной" становятся духовные служители. Впрочем, это мое мнение. Ниже я размещу публикацию представительницы православно церкви, достаточно интересные мысли изложены в ней:
Сегодня, 13 ноября, во время межконфессионального форума "Ислам и православие в Кыргызстане: традиции и современность" пресс-секретарь Бишкекской и Кыргызстанской епархии православной церкви Анна Грекова представила доклад "Традиционная система ценностей или толерантное общество". Она сразу подчеркнула, что ее доклад не претендует на научность, скорее он - "лишь взгляд православного человека и православной женщины на происходящие вокруг явления, попытка все это как-то проанализировать".
О традициях
Она рассказала, что в ее понимании традиция – это вековая система в жизни любого социума, которую можно уподобить процессу рождения, роста и развития любого человеческого организма. Толерантность Грекова сравнила с процессом, который "искусственно направлен на попытку либо не допустить рождение и процесс роста, либо привести развитие организма к деградации".
"Если традиция – это приспособление к внешним и внутренним условиям с целью выживания и развития в системе, которая не всегда дружелюбна, то толерантность – это убийство иммунитета к внешним и внутренним угрозам. Мы уже не являемся традиционным во всех отношениях обществом. 23 года демократии шаг за шагом изживают нашу традиционность, заменяя ее нововведениями. Толерантность звучит как призыв к терпимости, но, на мой взгляд, это больше похоже на идеологию. Склонное к традиционализму общество – инертно. Переформатировать его в соответствии с запросами глобализма довольно сложно, но возможно. В этом и поможет такое демократическое с виду понятие как толерантность. Или терпимость к инаковым проявлениям во всем", - считает пресс-секретарь Епархии.
Грекова задалась вопросом, что на самом деле несет понятие "толерантность". Чтобы понять это, она сравнила его с традиционной системой ценностей.
"Традиционная семья – всем понятна. Там роли четко обозначены, они статичны, признаны во всех поколениях: это уважение старших, права, но и обязанности, связь поколений и так далее. То есть все работает на сохранение и приумножение рода. Толерантность - это свобода от каких-либо обязательств, практика гражданских браков. Дети в такой семье не имеют никаких социальных, психологических и иных гарантий. Общество с этим смирилось: оно уже не осуждает подобные случаи, а в некоторых поощряет, мол, молодые еще, пусть погуляют. В результате создается питательная среда для возникновения беспризорных, безнадзорных детей – социальных сирот, часто - в конфликте с законом", - рассказала она.
О толерантности. Разной и как таковой
Собеседница выразила мнение, что понятием "толерантность" в культуре подменили такие ценности как "дружба народов", "братство", "взаимопонимание". Меняется понимание нравственности, считает она.
"Нравственность – это не толерантно по отношению к безнравственным людям. Что эстетично лично для меня, то является раздражающим фактором для прогрессивного человека, потому что толерантность – дама избирательная. От меня ее требуют, но по отношению ко мне она не проявляется. Мы смирились с тем, что существуют различные понятия как "ЭМО", "панки", "готы". Существуют различные гендерные субкультуры – это лесбиянки, гомосексуалисты, трансгендеры, траснсексуалы. Хотя они не являются ни традиционно русскими, ни кыргызскими, но прижились в нашем толерантном обществе. Слова эти – сплошь англицизмы, но традиционны ли они для английского общества? Нет. Все эти образования – искусственные. Они изобретены, внедрены и не принадлежат ни одному этносу. Общество вынуждено было их принять - мы же с вами не ханжи: нравится нашим детям – пусть попробуют. А что случилось с нашими детьми? Они разбиты на маленькие группировки. Это уже не сплоченная молодежь", - пояснила выступающая.
Грекова добавила, что в наше общество привносятся и новые элементы поведения, самовосприятия, когда ребенок на вопрос "кто ты?" сразу называет принадлежность к какому-то хобби. Оно возведено в культ, хотя это всего лишь увлечение. Однако ребенок чувствует себя тем, к чьей среде он принадлежит.
"Все честные психологи скажут, что это первый шаг к психическому расстройству. Даже самый прогрессивный человек, который может отказаться от природной статичности, и провозглашать всевозможные свободы и новшества, все равно является сам по себе очень традиционным. И поэтому, являясь традиционной системой, он потихонечку сходит с ума. Курс на саморазрушение взят", - продолжает мысль представитель епархии.
Суть религиозной толерантности, по ее мнению, заключается в том, что религиозная группировка, которой всего лишь 12 лет, не имеющая никакого отношения к культуре, истории и географии народа, вдруг претендует на равные права с традиционными религиями с тысячелетним стажем.
О детях
Прокомментировала пресс-секретарь Епархии и понятие "ювенальная юстиция" в части работы с детьми, находящимися в конфликте с законом". Она назвала сочетание "малолетний правонарушитель" не толерантным. Поэтому введен термин "ребенок в конфликте с законом". Во-первых, термин нейтрален. Во-вторых, тут невольно встанешь на сторону ребенка.
"Я одно время жила возле школы и там ужас что творилось: постоянные драки и избиения детей. Никто не мог ничего с этим поделать. А однажды это все прекратилось. Оказалось, что двух ребят, которые держали в напряжении всю школу – около 500 человек - куда-то перевели или они просто ушли. Система ювенальной юстиции – она на стороне этих двоих. К их жертвам толерантность не имеет никакого отношения", - представила женщина свою позицию.
О пропаганде нетрадиционного
Собеседница объяснила и что ее смущает в части гендерной толерантности. Так, есть биологическое понятие пола. А есть понятие гендера – социального пола, когда внутри внешне мужчины скрывается женщина.
"Уже с двух лет в западных странах детям начинают предлагать определить свой гендер. То есть мальчику практически говорят, что ему нужно понять, а мальчик ли он. И для этого предлагаются всевозможные приемы как это узнать, попробовав какую-то гендерную роль. Гендеров не два и не три. Уже действует классификация в 27 разных наименований. По сути – это извращения физического характера. И это потихоньку насаждается и у нас", - озвучила свое видение угрозы Грекова.
Она напомнила и про скандал в 2012 году вокруг показа фильма "Я - гей и мусульманин". К показу его не допустили, но был сделан пробный шаг и общество проявило к киноленте некую лояльность.
"Когда второй раз что-то подобное придет – мы уже более спокойно это воспримем. Был такой социолог английский Джозеф Овертон. Он показал на примере, что любая идея, даже самая дикая и невероятная, вполне может быть запущена в традиционном обществе, если ее правильно преподнести, и доведена до приемлемой. Это технология называется "Окна Овертона". Это, к сожалению, происходит и в нашем обществе, где понятия истинного дружелюбия и человеколюбия заменены толерантностью", - заключила пресс-секретарь Бишкекской и Кыргызстанской епархии.
URL: http://www.vb.kg/293306

Комментариев нет:

Отправить комментарий