Четко и точно без каких-либо двусмысленностей изложена позиция Кыргызстана по Евразийскому экономическому союзу в интервью руководителя отдела внешней политики аппарата Президента КР Сапара Исакова. Вопросы заданные журналистом "Интерфакса" тоже грамотны и требуют соответствующих ответов.
Вот цитата из интервью: " Безусловно, планируемое вступление Киргизии в Евразийский экономический союз повлияет на конфигурацию будущего сотрудничества с некоторыми нашими партнерами. С экономической точки зрения, создание Евразийского экономического союза предполагает переход на новую стадию экономической интеграции, что не для членов данного Союза может означать потерю части рынка сбыта своей продукции. При этом необходимо отметить, что западные страны обеспокоены, в первую очередь, возможным ослаблением своего политического влияния в регионе в связи с активизацией процессов евразийской интеграции.
Я полагаю, что фактор углубления евразийской интеграции будет учтен в Стратегии ЕС по Центральной Азии на период 2014-2020 гг., которую Евросоюз на данный момент разрабатывает".
Вот цитата из интервью: " Безусловно, планируемое вступление Киргизии в Евразийский экономический союз повлияет на конфигурацию будущего сотрудничества с некоторыми нашими партнерами. С экономической точки зрения, создание Евразийского экономического союза предполагает переход на новую стадию экономической интеграции, что не для членов данного Союза может означать потерю части рынка сбыта своей продукции. При этом необходимо отметить, что западные страны обеспокоены, в первую очередь, возможным ослаблением своего политического влияния в регионе в связи с активизацией процессов евразийской интеграции.
Я полагаю, что фактор углубления евразийской интеграции будет учтен в Стратегии ЕС по Центральной Азии на период 2014-2020 гг., которую Евросоюз на данный момент разрабатывает".
Москва. 20 ноября. INTERFAX.RU - Киргизия с начала 2015 года планирует стать полноправным участником процессов евразийской интеграции на постсоветском пространстве, запущенных Белоруссией, Казахстаном и Россией, и к которым уже присоединилась Армения.
На вопросы о том, как идет подготовка по присоединению республики к интеграционным объединениям, о взаимоотношениях с РФ и о том, как евразийская направленность Киргизии влияет на взаимоотношения с другими партнерами, в том числе, КНР, США и ЕС "Интерфаксу" ответил руководитель отдела внешней политики Аппарата президента Киргизии Сапар Исаков.
- Сапар Джумакадырович, как продвигается исполнение Киргизией внутригосударственных процедур, чтобы с 1 января вступить в ТС и присоединиться к Единому экономическому пространству, а также стать полноправным членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС)?
- В ходе заседания Высшего евразийского экономического союза 10 октября в Минске президентом Кыргызской Республики Алмазбеком Атамбаевым было заявлено, что Киргизия готовится до конца 2014 года вступить в Евразийский экономический союз. В связи с этим наша страна ведет все необходимые приготовления, чтобы подписать договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу на очередном заседании ВЕЭС 23 декабря в Москве. Полноправное членство в этом объединении начнется с момента исполнения сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления договора в силу.
- То есть, Киргизия сможет сразу стать членом Евразийского союза, минуя участие в Таможенном союзе и в Единого экономическом пространстве?
- Нет, это не совсем так. Таможенный союз и Единое экономическое пространство с 1 января 2015 года преобразуются в одну организацию - Евразийский экономический союз, именно на основе договорно-правовой базы ТС и ЕЭП родился Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в Астане 29 мая этого года. При этом, чтобы нам стать его полноправным членом, также необходимо исполнить обязательства в рамках двух "дорожных карт": "дорожной карты" по вступлению в ТС и "дорожной карты" по присоединению к Единому экономическому пространству. Оба документа утверждены, в них заложены и сроки и те шаги, которые Киргизия должен пройти, и мы их выполняем.
Планируется, что весь пакет законопроектов, необходимых для выполнения "дорожных карт", парламент Киргизии примет до 10 декабря 2014 года, и уже после этого республика может выходить на подписание Договора о присоединении к Договору о Евразийском экономическом союзе, заключенном президентами Белоруссии, Казахстана и России в Астане 29 мая 2014 года.
Сколько времени потребуется для завершения всех процедур, необходимых для вступления в Евразийский экономический союз, пока точно сказать трудно, но мы постараемся все максимально ускорить. Еще раз хочу повторить, что у КР нет иного пути, чем Евразийский экономический союз.
- Неоднократно было заявлено, что страны ТС, а теперь Евразийского экономического союза, в том числе и Россия, намерены оказать помощь Киргизии при вступлении в интеграционные объединения. На какую помощь республика может рассчитывать?
- В целях адаптации экономики Киргизии к Таможенному союзу 29 мая 2014 года между правительствами Киргизии и России было подписано Соглашение о развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции.
Россия окажет помощь Киргизии в процессах интеграции в ЕАЭС. Общая сумма финансовых средств, предоставляемых Киргизии Россией, была заявлена в размере $1 млрд. 200 млн. Планируется, что $ 1 млрд. будут направлены на создание кыргызско-российского Фонд развития, а $ 200 млн. выделяются на безвозмездной основе для финансирования мероприятий, предусмотренных "дорожной картой" по присоединению к Таможенному союзу.
Помимо этого, готовность помочь Киргизии выразил и Казахстан. В ходе государственного визита президента КР Атамбаева в Астану казахская сторона заявила, что намерена выделить $100 млн. грантовых средств для оказания помощи Кыргызской Республике по реализации мероприятий в рамках "дорожной карты", в частности, эти средства предлагается направить на реализацию программы мер по вступлению в ТС.
- Для чего необходим киргизско-российский Фонд развития, когда он начнет работать?
- Киргизско-российский Фонд развития будет создан в самое ближайшее время, уже в этом году для финансирования различных проектов, необходимых для развития экономики Киргизии, поддержки бизнеса. Уставный капитал фонда составит $500 млн., еще $500 млн. – это заемные средства. На сегодняшний день в целом согласован проект устава фонда. Российская сторона представила на рассмотрение кыргызской стороне проект графика выплат взноса в уставной капитал фонда. Ожидается, что после подписания устава и соглашения по Фонду развития на счет Национального банка Киргизии до 31 декабря 2014 года будет переведен первый транш в размере $100 млн. Остальная сумма будет перечисляться равными долями согласно графику до 31 мая 2016 года.
Киргизия заинтересована в скорейшем направлении финансовых средств в данный Фонд, что позволит минимизировать трудности присоединения республики к интеграционным объединениям на евразийском пространстве.
- Каким образом вступление в интеграционные объединения окажет влияние на развитие экономической и политической ситуации в КР?
- Прежде всего, вступление Киргизии в ЕАЭС - это стремление страны участвовать в интеграционных процессах на евразийском пространстве.
Несомненно, что вначале будет немного тяжело, вероятен рост цен на товары. Однако в перспективе вступление окажет положительный эффект на экономику КР, открытие 175-милионного рынка стран ЕАЭС даст возможность экспортировать сельхозпродукцию из Кыргызстана, появляются большие возможности для наших швейников.
При этом необходимо учитывать, что мы перейдем на новые стандарты качества, изменится таможенное и налоговое администрирование, что будет влиять на снижение коррупционных элементов.
В контексте изложенного, стремление Киргизии стать полноправным членом таких интеграционных институтов как Евразийский экономический союз в первую очередь продиктовано созданием благоприятных условий для своей экономики. Если ЕАЭС будет принципиально внедрять четыре основных критерия свободной торговли, как: свободное передвижение трудовых ресурсов, финансов, транспорта и грузов, то указанные условия будут способствовать социально-экономическому росту экономики нашей страны.
Помимо этого, мы надеемся, что увеличится поток инвестиций в экономику страны в первую очередь российских и казахских, что является немаловажным фактором для стабилизации экономической и политической ситуации внутри страны.
- Может ли Киргизия рассчитывать, что это позитивно скажется на развитии актуальной для страны ситуации в приграничных районах?
- Конечно, вступая в ТС, Киргизия рассчитывает на помощь в оснащении пунктов пропуска на своих границах в соответствии с международными стандартами. Кроме того, границы республики станут частью границ Союза, что также является одним из факторов стабильности в приграничных районах.
Хочу подчеркнуть, что Киргизия всегда был и остается принципиальным сторонником интеграционных объединений и, в первую очередь в сфере экономики.
- Евразийские интеграционные процессы и ситуация на Украине изменили геополитическую ситуацию в мире. На Ваш взгляд, повлияла ли ситуация на Украине на уровень контактов и сотрудничества Киргизии со странами ЕС? И США?
- Международная ситуация из-за событий в Украине сложилась весьма сложная. Эти события раскололи весь мир на сторонников и противников Майдана, а последовавший затем референдум по статусу Крыма практически определил контуры нового геополитического противостояния.
КР не осталась в стороне от столь важных событий и выступила с заявлениями. Киргизия выступает за скорейшее урегулирование ситуации в Украине мирными средствами и возлагает надежды на реализацию договоренностей, достигнутых в ходе трехсторонних встреч в Минске и неукоснительное соблюдение всех пунктов Протокола о прекращении огня на востоке Украины. Кыргызская Республика выражает надежду на скорейшее установление всеукраинского консенсуса и преодоление общественно-политических и региональных противоречий.
Что касается уровня контактов, то ситуация на Украине не повлияла на него кардинально.
- А нет опасений, что активное участие КР в проектах евразийского интеграционного объединения приведет к сокращению оказываемой Западом помощи?
- Безусловно, планируемое вступление Киргизии в Евразийский экономический союз повлияет на конфигурацию будущего сотрудничества с некоторыми нашими партнерами. С экономической точки зрения, создание Евразийского экономического союза предполагает переход на новую стадию экономической интеграции, что не для членов данного Союза может означать потерю части рынка сбыта своей продукции. При этом необходимо отметить, что западные страны обеспокоены, в первую очередь, возможным ослаблением своего политического влияния в регионе в связи с активизацией процессов евразийской интеграции.
Я полагаю, что фактор углубления евразийской интеграции будет учтен в Стратегии ЕС по Центральной Азии на период 2014-2020 гг., которую Евросоюз на данный момент разрабатывает.
При всем при этом, Европейский союз на период до 2020 года планирует на 74% по сравнению с предыдущим периодом 2007-2013 гг. увеличить помощь, выделяемую КР на реализацию двусторонних проектов. Эта помощь обуславливается во многом прогрессом страны в области демократических преобразований.
В этой связи считаю, что участие Киргизии в процессах евразийской интеграции в среднесрочной перспективе не должно оказать негативного влияния на реализуемые проекты и выделение помощи КР европейскими и западными донорами.
- Как будут развиваться дальнейшие отношения с США, критически оценивающих интеграционные процессы на евразийском пространстве, и участие в них КР? К тому же в этом году прекратил свое существование американский Центр транзитных перевозок.
- В связи с выводом основных войск США из Афганистана до конца 2014 года, а также выполнением нашей страной всех обязательств перед партнерами по соглашению о ЦТП, в июле т.г. завершен срок действия данного соглашения. Со своей стороны США с пониманием отнеслись к суверенному решению Киргизии о завершении миссии ЦТП. США высоко ценят вклад КР в международные усилия по борьбе терроризмом.
При этом на сегодняшний день сотрудничество Киргизии с США планомерно развивается. Наши страны намерены продолжать сотрудничество в области безопасности, в частности в борьбе с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией и торговлей людьми. Также стороны готовы сотрудничать в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной и других сферах.
Общеизвестно, между КР и США проводятся Ежегодные двусторонние консультации, в рамках которых обсуждается весь спектр вопросов по нашему сотрудничеству, а также осуществляются взаимные визиты на различных уровнях. Очередные консультации запланированы на конец 2014 года и пройдут в Вашингтоне.
- Один из основных партнеров Киргизии – это Китай. Как там воспринимают участие Киргизии в ТС и других евразийских интеграционных объединениях? Как соотносится продвигаемая китайской стороной доктрина экономического пояса Великого шелкового пути с проектом ТС?
- Вступление КР в ТС принесет для кыргызско-китайских отношений больше возможностей, чем нанесет ущерба, поскольку китайским инвесторам открывается большой рынок. Кроме того, в КР создан благоприятный режим для создания предприятий, ведения бизнеса. Мы ожидаем, что участие КР в Таможенном союзе стимулирует интерес инвесторов из КНР разместить на территории КР различные виды производств для последующей реализации продукции на пространстве евразийского интеграционного объединения. В этом плане, проект по созданию экономического пояса шелкового пути может лишь способствовать укреплению двустороннего сотрудничества, а также взаимодействию в многостороннем формате.
- В этом году наблюдается небольшое снижение товарооборота между Киргизией и Россией, и уже было заявлено, что разрыв может быть сокращен за счет поставок сельхозпродукции из КР в РФ. Насколько это реально?
-Касаясь сотрудничества Киргизии с Россией в торгово-экономической области, хотел бы отметить, что долгосрочным интересам Киргизии отвечает поэтапное формирование общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы с Россией и, в целом, в регионе. Есть необходимость развивать экспортный потенциал Киргизии посредством создания логистических центров по поставке киргизской продукции в Россию.
В целях проработки вопросов поставки киргизской сельхозпродукции на российский рынок, Министерством экономики КР проводится работа по консолидации усилий Министерства сельского хозяйства и мелиорации, Министерства транспорта и коммуникаций, Государственной таможенной службы, Государственной инспекции по санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности, регионов республики, а также Ассоциаций производителей сельхозпродукции, переработки, легкой промышленности и перевозчиков. В этом вопросе нет надобности дожидаться вступления КР в Евразийский экономический союз, полноценная работа уже ведется.
- Охарактеризуйте уровень двустороннего киргизско-российского сотрудничества в текущем году? Стало ли оно более активным после того, как мы фактически наблюдаем разворот РФ на восток?
- Для Киргизии Россия является ключевым партнером и самым крупным инвестором. Уровень киргизско-российского двустороннего сотрудничества достаточно высок. В последние годы мы запустили ряд совместных проектов.
Тесные взаимоотношения с РФ всегда были характерны для наших двусторонних отношений, так сложилось исторически. Кроме того, эти связи подкрепляются личными доверительными отношениями, сложившимися у лидеров наших стран. Стали традиционными встречи двух президентов, на которых открыто, без каких – либо исключений, обсуждаются все вопросы двустороннего киргизско-российского сотрудничества.
Хочу подчеркнуть, что очень интенсивные контакты между Киргизией и Россией не зависят от тех событий, которые происходят сегодня в мире. Отношения с РФ мы наладили намного раньше. В 2011-2011 годах нам удалось заложить позитивную тенденцию взаимоотношений, связанную с реализацией конкретных крупных проектов, что мы сейчас и наблюдаем.
В этом году все наши совместные планы в области гидроэнергетики, транспортировки и реализации природного газа, создания определенных, позитивных условий работы Международного аэропорта "Манас" и многое другое, получили практическое наполнение.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что между Киргизией и Россией сложились межгосударственные отношения особого рода, двустороннее сотрудничество действительно основано на союзнических отношениях и стратегическом партнерстве. И это все отнюдь не декларативно, а доказывается практическими делами.
http://www.interfax.ru/408188
- Сапар Джумакадырович, как продвигается исполнение Киргизией внутригосударственных процедур, чтобы с 1 января вступить в ТС и присоединиться к Единому экономическому пространству, а также стать полноправным членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС)?
- В ходе заседания Высшего евразийского экономического союза 10 октября в Минске президентом Кыргызской Республики Алмазбеком Атамбаевым было заявлено, что Киргизия готовится до конца 2014 года вступить в Евразийский экономический союз. В связи с этим наша страна ведет все необходимые приготовления, чтобы подписать договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу на очередном заседании ВЕЭС 23 декабря в Москве. Полноправное членство в этом объединении начнется с момента исполнения сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления договора в силу.
- То есть, Киргизия сможет сразу стать членом Евразийского союза, минуя участие в Таможенном союзе и в Единого экономическом пространстве?
- Нет, это не совсем так. Таможенный союз и Единое экономическое пространство с 1 января 2015 года преобразуются в одну организацию - Евразийский экономический союз, именно на основе договорно-правовой базы ТС и ЕЭП родился Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в Астане 29 мая этого года. При этом, чтобы нам стать его полноправным членом, также необходимо исполнить обязательства в рамках двух "дорожных карт": "дорожной карты" по вступлению в ТС и "дорожной карты" по присоединению к Единому экономическому пространству. Оба документа утверждены, в них заложены и сроки и те шаги, которые Киргизия должен пройти, и мы их выполняем.
Планируется, что весь пакет законопроектов, необходимых для выполнения "дорожных карт", парламент Киргизии примет до 10 декабря 2014 года, и уже после этого республика может выходить на подписание Договора о присоединении к Договору о Евразийском экономическом союзе, заключенном президентами Белоруссии, Казахстана и России в Астане 29 мая 2014 года.
Сколько времени потребуется для завершения всех процедур, необходимых для вступления в Евразийский экономический союз, пока точно сказать трудно, но мы постараемся все максимально ускорить. Еще раз хочу повторить, что у КР нет иного пути, чем Евразийский экономический союз.
- Неоднократно было заявлено, что страны ТС, а теперь Евразийского экономического союза, в том числе и Россия, намерены оказать помощь Киргизии при вступлении в интеграционные объединения. На какую помощь республика может рассчитывать?
- В целях адаптации экономики Киргизии к Таможенному союзу 29 мая 2014 года между правительствами Киргизии и России было подписано Соглашение о развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции.
Россия окажет помощь Киргизии в процессах интеграции в ЕАЭС. Общая сумма финансовых средств, предоставляемых Киргизии Россией, была заявлена в размере $1 млрд. 200 млн. Планируется, что $ 1 млрд. будут направлены на создание кыргызско-российского Фонд развития, а $ 200 млн. выделяются на безвозмездной основе для финансирования мероприятий, предусмотренных "дорожной картой" по присоединению к Таможенному союзу.
Помимо этого, готовность помочь Киргизии выразил и Казахстан. В ходе государственного визита президента КР Атамбаева в Астану казахская сторона заявила, что намерена выделить $100 млн. грантовых средств для оказания помощи Кыргызской Республике по реализации мероприятий в рамках "дорожной карты", в частности, эти средства предлагается направить на реализацию программы мер по вступлению в ТС.
- Для чего необходим киргизско-российский Фонд развития, когда он начнет работать?
- Киргизско-российский Фонд развития будет создан в самое ближайшее время, уже в этом году для финансирования различных проектов, необходимых для развития экономики Киргизии, поддержки бизнеса. Уставный капитал фонда составит $500 млн., еще $500 млн. – это заемные средства. На сегодняшний день в целом согласован проект устава фонда. Российская сторона представила на рассмотрение кыргызской стороне проект графика выплат взноса в уставной капитал фонда. Ожидается, что после подписания устава и соглашения по Фонду развития на счет Национального банка Киргизии до 31 декабря 2014 года будет переведен первый транш в размере $100 млн. Остальная сумма будет перечисляться равными долями согласно графику до 31 мая 2016 года.
Киргизия заинтересована в скорейшем направлении финансовых средств в данный Фонд, что позволит минимизировать трудности присоединения республики к интеграционным объединениям на евразийском пространстве.
- Каким образом вступление в интеграционные объединения окажет влияние на развитие экономической и политической ситуации в КР?
- Прежде всего, вступление Киргизии в ЕАЭС - это стремление страны участвовать в интеграционных процессах на евразийском пространстве.
Несомненно, что вначале будет немного тяжело, вероятен рост цен на товары. Однако в перспективе вступление окажет положительный эффект на экономику КР, открытие 175-милионного рынка стран ЕАЭС даст возможность экспортировать сельхозпродукцию из Кыргызстана, появляются большие возможности для наших швейников.
При этом необходимо учитывать, что мы перейдем на новые стандарты качества, изменится таможенное и налоговое администрирование, что будет влиять на снижение коррупционных элементов.
В контексте изложенного, стремление Киргизии стать полноправным членом таких интеграционных институтов как Евразийский экономический союз в первую очередь продиктовано созданием благоприятных условий для своей экономики. Если ЕАЭС будет принципиально внедрять четыре основных критерия свободной торговли, как: свободное передвижение трудовых ресурсов, финансов, транспорта и грузов, то указанные условия будут способствовать социально-экономическому росту экономики нашей страны.
Помимо этого, мы надеемся, что увеличится поток инвестиций в экономику страны в первую очередь российских и казахских, что является немаловажным фактором для стабилизации экономической и политической ситуации внутри страны.
- Может ли Киргизия рассчитывать, что это позитивно скажется на развитии актуальной для страны ситуации в приграничных районах?
- Конечно, вступая в ТС, Киргизия рассчитывает на помощь в оснащении пунктов пропуска на своих границах в соответствии с международными стандартами. Кроме того, границы республики станут частью границ Союза, что также является одним из факторов стабильности в приграничных районах.
Хочу подчеркнуть, что Киргизия всегда был и остается принципиальным сторонником интеграционных объединений и, в первую очередь в сфере экономики.
- Евразийские интеграционные процессы и ситуация на Украине изменили геополитическую ситуацию в мире. На Ваш взгляд, повлияла ли ситуация на Украине на уровень контактов и сотрудничества Киргизии со странами ЕС? И США?
- Международная ситуация из-за событий в Украине сложилась весьма сложная. Эти события раскололи весь мир на сторонников и противников Майдана, а последовавший затем референдум по статусу Крыма практически определил контуры нового геополитического противостояния.
КР не осталась в стороне от столь важных событий и выступила с заявлениями. Киргизия выступает за скорейшее урегулирование ситуации в Украине мирными средствами и возлагает надежды на реализацию договоренностей, достигнутых в ходе трехсторонних встреч в Минске и неукоснительное соблюдение всех пунктов Протокола о прекращении огня на востоке Украины. Кыргызская Республика выражает надежду на скорейшее установление всеукраинского консенсуса и преодоление общественно-политических и региональных противоречий.
Что касается уровня контактов, то ситуация на Украине не повлияла на него кардинально.
- А нет опасений, что активное участие КР в проектах евразийского интеграционного объединения приведет к сокращению оказываемой Западом помощи?
- Безусловно, планируемое вступление Киргизии в Евразийский экономический союз повлияет на конфигурацию будущего сотрудничества с некоторыми нашими партнерами. С экономической точки зрения, создание Евразийского экономического союза предполагает переход на новую стадию экономической интеграции, что не для членов данного Союза может означать потерю части рынка сбыта своей продукции. При этом необходимо отметить, что западные страны обеспокоены, в первую очередь, возможным ослаблением своего политического влияния в регионе в связи с активизацией процессов евразийской интеграции.
Я полагаю, что фактор углубления евразийской интеграции будет учтен в Стратегии ЕС по Центральной Азии на период 2014-2020 гг., которую Евросоюз на данный момент разрабатывает.
При всем при этом, Европейский союз на период до 2020 года планирует на 74% по сравнению с предыдущим периодом 2007-2013 гг. увеличить помощь, выделяемую КР на реализацию двусторонних проектов. Эта помощь обуславливается во многом прогрессом страны в области демократических преобразований.
В этой связи считаю, что участие Киргизии в процессах евразийской интеграции в среднесрочной перспективе не должно оказать негативного влияния на реализуемые проекты и выделение помощи КР европейскими и западными донорами.
- Как будут развиваться дальнейшие отношения с США, критически оценивающих интеграционные процессы на евразийском пространстве, и участие в них КР? К тому же в этом году прекратил свое существование американский Центр транзитных перевозок.
- В связи с выводом основных войск США из Афганистана до конца 2014 года, а также выполнением нашей страной всех обязательств перед партнерами по соглашению о ЦТП, в июле т.г. завершен срок действия данного соглашения. Со своей стороны США с пониманием отнеслись к суверенному решению Киргизии о завершении миссии ЦТП. США высоко ценят вклад КР в международные усилия по борьбе терроризмом.
При этом на сегодняшний день сотрудничество Киргизии с США планомерно развивается. Наши страны намерены продолжать сотрудничество в области безопасности, в частности в борьбе с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией и торговлей людьми. Также стороны готовы сотрудничать в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной и других сферах.
Общеизвестно, между КР и США проводятся Ежегодные двусторонние консультации, в рамках которых обсуждается весь спектр вопросов по нашему сотрудничеству, а также осуществляются взаимные визиты на различных уровнях. Очередные консультации запланированы на конец 2014 года и пройдут в Вашингтоне.
- Один из основных партнеров Киргизии – это Китай. Как там воспринимают участие Киргизии в ТС и других евразийских интеграционных объединениях? Как соотносится продвигаемая китайской стороной доктрина экономического пояса Великого шелкового пути с проектом ТС?
- Вступление КР в ТС принесет для кыргызско-китайских отношений больше возможностей, чем нанесет ущерба, поскольку китайским инвесторам открывается большой рынок. Кроме того, в КР создан благоприятный режим для создания предприятий, ведения бизнеса. Мы ожидаем, что участие КР в Таможенном союзе стимулирует интерес инвесторов из КНР разместить на территории КР различные виды производств для последующей реализации продукции на пространстве евразийского интеграционного объединения. В этом плане, проект по созданию экономического пояса шелкового пути может лишь способствовать укреплению двустороннего сотрудничества, а также взаимодействию в многостороннем формате.
- В этом году наблюдается небольшое снижение товарооборота между Киргизией и Россией, и уже было заявлено, что разрыв может быть сокращен за счет поставок сельхозпродукции из КР в РФ. Насколько это реально?
-Касаясь сотрудничества Киргизии с Россией в торгово-экономической области, хотел бы отметить, что долгосрочным интересам Киргизии отвечает поэтапное формирование общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы с Россией и, в целом, в регионе. Есть необходимость развивать экспортный потенциал Киргизии посредством создания логистических центров по поставке киргизской продукции в Россию.
В целях проработки вопросов поставки киргизской сельхозпродукции на российский рынок, Министерством экономики КР проводится работа по консолидации усилий Министерства сельского хозяйства и мелиорации, Министерства транспорта и коммуникаций, Государственной таможенной службы, Государственной инспекции по санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности, регионов республики, а также Ассоциаций производителей сельхозпродукции, переработки, легкой промышленности и перевозчиков. В этом вопросе нет надобности дожидаться вступления КР в Евразийский экономический союз, полноценная работа уже ведется.
- Охарактеризуйте уровень двустороннего киргизско-российского сотрудничества в текущем году? Стало ли оно более активным после того, как мы фактически наблюдаем разворот РФ на восток?
- Для Киргизии Россия является ключевым партнером и самым крупным инвестором. Уровень киргизско-российского двустороннего сотрудничества достаточно высок. В последние годы мы запустили ряд совместных проектов.
Тесные взаимоотношения с РФ всегда были характерны для наших двусторонних отношений, так сложилось исторически. Кроме того, эти связи подкрепляются личными доверительными отношениями, сложившимися у лидеров наших стран. Стали традиционными встречи двух президентов, на которых открыто, без каких – либо исключений, обсуждаются все вопросы двустороннего киргизско-российского сотрудничества.
Хочу подчеркнуть, что очень интенсивные контакты между Киргизией и Россией не зависят от тех событий, которые происходят сегодня в мире. Отношения с РФ мы наладили намного раньше. В 2011-2011 годах нам удалось заложить позитивную тенденцию взаимоотношений, связанную с реализацией конкретных крупных проектов, что мы сейчас и наблюдаем.
В этом году все наши совместные планы в области гидроэнергетики, транспортировки и реализации природного газа, создания определенных, позитивных условий работы Международного аэропорта "Манас" и многое другое, получили практическое наполнение.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что между Киргизией и Россией сложились межгосударственные отношения особого рода, двустороннее сотрудничество действительно основано на союзнических отношениях и стратегическом партнерстве. И это все отнюдь не декларативно, а доказывается практическими делами.
http://www.interfax.ru/408188
Комментариев нет:
Отправить комментарий